Пока малыш, совсем еще маленький мы, смотрим с умилением, как он сосет пальчик или исследует содержимое носика. Но те же действия у 3-х летнего ребенка вызывает негатив и рассматривается как вредная привычка. Для ребенка же это не вредная привычка, а реакция на определенное событие.

Успокоиться

Тревога, напряжение, страх может повлечь за собой понятное и машинальное действие для ребенка. Например, он боится насекомых, но страх к ним не настолько велик, чтобы обращаться к родителям. Тогда он начинает грызть палец или сосать край одежды. Повторяющееся бессознательно движение запускает реакцию самоутешения. Ругать ребенка в такой ситуации абсолютно бесполезно, и даже вредно. Это может только усилить напряжение. Необходимо исследовать, что именно тревожит ребенка и устранить причину. Одновременно приласкать, обнять, покачать на руках. Если самостоятельно справиться не удается со страхом, то следует обратиться к детскому психологу.

Повлиять на родителей 

Дети очень восприимчивы и наблюдательны. Они легко подмечают, что какое-то из его действий заставляет маму реагировать. У ребенка появляется универсальный метод возмездия родителям. Вы наказали ребенка публично – будьте готовы, что он вам ответит тем же. Поставит вас в неудобное положение, заставит чувствовать беспомощность. Все это происходит спонтанно, без коварного плана, только лишь на подсознательном уровне и копировании родителей. Однако не только обида за публичное наказание может вызывать вредную привычку. Возможно, ваш ребенок злится на вас, но он не знает, как правильно выразить свои чувства.

После очередной демонстрации плохих привычек, отведите ребенка домой, и поговорите. Уже с 4-х лет дети способны дать оценку своим переживаниям. Помогите ему, перечислив эмоции, которые он чувствует. Пусть ребенок поймет, что вы прислушиваетесь к нему и понимаете его состояние.

Наказать себя

Грызть заусенцы, ковырять ранки – все это элементы саморазрушения. Ребенок может злиться на себя, когда что-то не получается и одновременно таким способом успокаиваться. Спросите себя, не сильно ли вы давите на него. Например, с заучиванием стихов или счетом до десяти. Достаточно ли у него поводов для радости. Есть ли возможность проводить время с любимыми игрушками. Или возможно, в семье натянутые отношения и ребенок на подсознательном уровне чувствует вину за собой. Тогда уделяйте больше времени малышу, гуляйте, играйте.

Вредная привычка – это просто способ справиться с трудностями. Ее не станет, как только уйдут причины, стоящие за ней.