ЕГЭ - зло?

Это сложный вопрос. Потому что с одной стороны ЕГЭ - это хорошая возможность людей из провинции попасть в какие-то столичные вузы. В принципе, это неплохая задумка, но реализована она по-разному. Также есть проблема в том, как мы это воспринимаем. Многие дети считают, что ЕГЭ - это их единственный шанс устроить свою дальнейшую жизнь. Когда неоднократно видишь испуганных выпускников с трясущимися руками, которые считают, что в ближайшие 4 часа решится их судьба, задумываешься о вреде ЕГЭ. Конечно, восприятие, которое формируется в обществе по этому поводу, накладывает на детей отпечаток. Поэтому прежде всего нужно расслабиться родителям выпускников, тогда экзамены пройдут легче и лучше.

Если постоянно списывать у отличника, сам станешь отличником?

Теоретически, если делать это вдумчиво, можно перенять что-то. Есть даже такая форма контроля, называется "контрольное списывание". Но здесь больше про формирование орфографической зоркости, внимательности. А если мы говорим про старшую и среднюю школу, где списывать нужно более серьезные вещи, то и вклад ученика должен быть более серьезным в обдумывание списываемого материала.

Как за последнюю четверть исправить 2 на 5 в году?

Во-первых, лучше не доводить до этого. Если мы говорим про образование детей, то любая оценка ребенка - это не только показатель его знаний, это показатель работы учителя. Поэтому если мы не говорим о детях с серьезными проблемами, а просто имеем в виду обычного ребенка, то понятия "необучаемый ребенок" не существует. И вообще, задача учителя научить хотя бы на тройку. Очень многие родители, которые адекватно оценивают возможности своего чада, это понимают. В связи с этим школьник, у которого выходит два в году, - это довольно странное явление. Потому что любой учитель, увидев желание ребенка выправить подобную ситуацию с оценками, будет только счастлив и пойдет на встречу.

Как учителю выжить на перемене в коридоре?

По стеночке нужно стоять. Вопрос сформулирован так, словно человек боится детей. Не нужно, это совершенно нормально, что дети на перемене кричат, играют во что-то. Если, конечно, это не травмоопасные игры. 

Какие шпаргалки самые незаметные?

Дело не в шпаргалках, а в виртуозном умении ими воспользоваться. Потому что можно, предположим, списывать с телефона, а учитель может не заметить. Хотя это иллюзия, что учитель ничего не видит. Если преподаватель настроен увидеть списывающего, он легко вычислит его по характерному опусканию глаз. Так что здесь не про тип шпаргалки, а про мастерство списывающего. 

Что делать, если учитель сам не знает ответа на вопрос?

Сказать честно. Потому что невозможно знать всё, не знать что-то - это совершенно нормально. Когда человек честно признается, он вызывает больше доверия, в нем видят живое нутро. Также ученики сами не бояться ошибаться с таким учителем - то есть пробуют отвечать, рассуждают, даже если не уверены в правильности своих мыслей. Лучше не ставить четверку за одну ошибку, потому что у человека всегда должно быть право на ошибку. Таким образом воспитывается уравновешенная личность.

Краткий пересказ и решебники - это нормально?

Не имеет смысла. Это то же, что бездумно списывать. Желательно пользоваться решебниками только в качестве проверки. Краткий пересказ допустим в экстремальных ситуациях. Особенно в старших классах, когда в "Тихом доне" 4 тома, а уроков на его изучения 5 и на носу ЕГЭ, например.

Почему звонок для учителя?

Это пошло от желания контролировать ситуацию. На самом деле звонок для всех. 

Родительское собрание - это весело?

Пошла новая тенденция - не проводить родительские собрания. Нужно стараться решать индивидуальные вопросы лично, неэтично при всем классе решать проблемы успеваемости какого-то конкретного ребенка. В современном мире есть много способов связи, заинтересованные родители сами пишут учителю или звонят.

Внезапная контрольная - это высшая мера наказания?

Да, для учителя, потому что потом проверять надо это всё. Так нельзя делать, на самом деле это нарушение всех норм. Есть график контрольных работ, который утверждается заранее, поэтому у учителя, решившего произвольничать, могут быть проблемы.

Где учиться на школьного учителя?

Есть такой документ, который называется профессиональный стандарт педагога. В нем прописаны все требования, компетенции, в том числе требования к образованию. Должно быть либо высшее или среднее педагогическое образование. Среднее значит, что можно работать педагогом начальной школы. Либо должно быть высшее образование по преподаваемому предмету с последующим обучением по направлению "Педагогика". Но есть такое мнение, что самые успешные учителя приходят не из педагогических вузов.

Сколько может зарабатывать школьный учитель?

В России очень по-разному. Департаментом образования выставлена нижняя планка - 68 000 рублей (Москва) - до вычета налога, то есть 60 000 рублей на руки. Это при условии работы на полную ставку, а именно, минимум 18 уроков в неделю. А дальше зависит от нагрузки, дополнительных функций, которые выполняет учитель.

Какой карьерный рост у школьного учителя?

Смотря какая цель. Можно всю жизнь проработать учителям, тогда рост будет не карьерным, а личностным. Можно пойти в менеджмент и стать завучем, директором, уйти в сторонние организации - Центр качества образования, Департамент образования. 

Что может понравится в профессии?

Ощущение, когда что-то объясняешь классу, и все смотрят с интересом. А потом остаются после уроков и задают вопросы, тогда возникает чувство - "всё не зря".

Совет начинающим школьным учителям

Уважать людей, которые пришли на урок, не ставить никогда себя выше них. Не считать, что кто-то глуп, а кто-то умен: нужно в каждом ребенке видеть личность.