Любящие и заботливые родители хотят, чтобы их дети были счастливыми, здоровыми и успешными. И для этого они готовы приложить максимум усилий. Кто-то водит своих детей «с пелёнок» на занятия по развитию интеллекта, скорочтению, ментальной арифметике, кто-то с самого рождения учит малыша плавать и выполнять гимнастические трюки. Существует и другая категория родителей, педагогов и психологов, которые уверены, что лучший способ развить ребенка — дать ему вдоволь наиграться до поступления на обучение в школу. Кто же из них прав? И в чем плюсы и минусы раннего развития?


Минусы раннего развития детей

 

  1. Меньше времени на спонтанные игры. Именно спонтанную игру часто называют зеркалом, отражающим внутреннее восприятие мира ребенком. В игре он учится взаимодействовать с другими людьми, регулировать свое поведение, воображать. Ребенок видит этот мир со своей точки зрения, но принимая на себя новую роль в игре, он начинает смотреть на мир по-другому. И это важный этап в его развитии. Не стоит и пренебрегать тем фактом, что в игре у ребенка зарождается познавательный мотив, на основе которого и строится учебная деятельность.
  2. Негативное влияние раннего интеллектуального развития на эмоциональную сферу ребенка. У детей, родители которых с раннего возраста делают упор на познание мира с помощью интеллекта, часто наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере (расстройства настроения, расстройства поведения) и чувственном развитии.
  3. Снижение пластичности мозга. Нейрофизиологом удалось доказать, что с возрастом человеческий мозг меняет свои нейронные сети, то есть в процессе роста ребенок решает одну и ту же задачу, используя разные зоны. Ребенок, получивший сложную и не актуальную для его развития задачу, решает его с помощью тех участков мозга, которые у него уже созрели, то есть не самым эффективным способом. А в старшем возрасте он бы решал ее другим, более эффективным способом. И переучиться ему будет уже сложнее.
  4. Чрезмерные нагрузки. У детей, с раннего возраста перегруженных различными развивающими занятиями, часто наблюдаются такие симптомы, как плохой сон, энурез и множество других соматических заболеваний. Родителям и педагогам важно видеть результат занятия, который зачастую является мнимым. Например, ребенок в год с помощью карточек и механического запоминания может знать 100 животных и 100 растений, имена всех великих правителей и таблицу умножения. Вот только зачем ему эти знания, если он еще не умеет их систематизировать и применять? И если эти занятия приводят к нервному перенапряжению — то зачем они нужны?


Плюсы раннего развития

 

  • Джон Процко, психолог из Калифорнийского университета, с помощью исследования выяснил, что дети до 3‑х лет, посещающие занятия по раннему развитию, показывают более высокие результаты развития интеллекта.
  • Умеющие хорошо читать, писать и считать дети, обладающие некоторыми знаниями об окружающем мире, конечно, зачастую успешнее в школе, нежели их неподготовленные сверстники. Они с легкостью овладевают школьной программой начальной школы, радуют педагогов своими правильными ответами, а родителей — хорошими оценками. А успешность в школе зачастую влияет на самооценку ребенка.



Что же делать? Зачастую проблема многих родителей — не знание меры, в результате чего они попросту впадают в крайности. Либо ребенок просто предоставлен сам себе, либо посещает по 5 кружков и занятий в день.

Важно учитывать интересы ребенка, прислушиваться его желаниям и учитывать его индивидуальные особенности развития. Раннее развитие должно включать не только интеллектуальную составляющую, но и эмоциональную сферу, физическое состояние ребенка.