После долгожданного праздника, когда отметить первый день рождения малыша собираются все близкие родственники и друзья, заботливые родители начинают подводить итоги прошедшего года. За это время произошло много приятных и волнительных событий. Тем не менее, внимательные мамы и папы продолжают тревожиться. Именно в этот период они задаются вопросами: что ребенок должен уметь делать в год, не отстает ли он в развитии.


Навыки годовалого ребенка


Стоит отметить, что все дети разные, поэтому развиваются они в своем индивидуальном темпе. У каждого малыша освоение своих возможностей происходит в разное время. Однако в среднем в год ребенок должен уметь:



  • стоять без поддержки;

  • активно ползать (некоторые дети минуют этап ползания, вместо этого они начинают сразу ходить);

  • ходить с поддержкой взрослых или самостоятельно;

  • подниматься на ноги, приседать и выпрямляться;

  • влезать на диван, кресло, кровать и спускаться на пол;

  • открывать и закрывать коробки, банки и уметь складывать в них игрушки;

  • играть с различными предметами (посудой, головными уборами, обувью и т. д.);

  • подражать действиям взрослых и сверстников (копать ямки в песке, хлопать, стучать, «причесываться» и т. д.;

  • брать руками мелкие предметы (ластик, пуговицы и т. д.).


В эмоционально-социальном развитии малыша в этом возрасте также происходят различные изменения. Так, годовалый ребенок должен уметь:



  • узнавать близких;

  • насторожиться или заплакать при появлении незнакомого человека;

  • проявлять свои эмоции: обнимать маму с папой, любимую игрушку, целовать их;

  • самостоятельно листать книжки, указывать по просьбе родителей на тот или иной рисунок;

  • радоваться веселым играм и новым игрушкам;

  • выражать свое недовольство с помощью мимики (плачем, криком, писком);

  • с интересом смотреть на свое отражение в зеркале, строить рожицы.


В этот период специалисты также рекомендуют обратить внимание на речевое развитие малыша. В год ребенок должен уметь понимать речь и активно на нее реагировать: повторять за сверстниками слова, которые он знает; подражать взрослым, повторяя за ними новые слова; выполнять простейшие просьбы, например, «положи», «дай», «открой», «принеси» и т. д.; понимать значение слова «нельзя»; знать свое имя и реагировать на него; узнавать окружающие его предметы и по просьбе родителей показывать на них.


Советы молодым родителям


Многие родители беспокоятся, что их ребенок должен уметь в год так много, а на деле малыш знает только несколько слов, с трудом ходит и до сих пор требует соску. Не нужно переживать: у каждого малыша свой темп развития, не пройдет и нескольких месяцев, как он нагонит своих сверстников и даже станет для них примером для подражания.


Начиная с года можно ребенка приучать к определенному режиму дня, однако нужно постоянно помнить, что в таком возрасте малыш очень активен и потому быстро устает.  Гулять с ним рекомендуется не реже двух раз в день по 1,5-2 часа. Днем малыш реже спит, обычно в один годик его нужно укладывать спать только один раз, не считая ночного сна. Если ребенку запрещается что-то делать, то этот запрет должен действовать всегда, а не меняться вместе с настроением родителей.