Что собой представляет первая часть экзамена?

В первой части экзамена будет предложено к решению четыре задания, разбитые на два комплекса. Первый комплекс предполагает анализ эпического, лироэпического или драматического произведения. Например, в выставленном на сайте ФИПИ демонстрационном варианте учащимся предлагают проанализировать фрагмент из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Прочитав его, ученик должен в трех-пяти предложениях ответить на два вопроса из четырех: 1.1 или 1.2 и 2.1 или 2.2.

Второй комплекс предполагает проверку навыков анализа поэтического текста: в рамках демоверсии предлагается стихотворение «Внимая ужасам войны...» Н.А. Некрасова. Непосредственно на проверку данного умения нацелены вопросы 3.1 и 3.2, из которых для ответа также необходимо выбрать только один.

Все перечисленные выше задания имеют базовый уровень сложности, потому каждое из них будет оцениваться в шесть баллов максимум, что в сумме даст 18 первичных баллов, или 40 — по стобалльной системе. Это то количество заданий, которое является обязательным (минимальным) к выполнению для того, чтобы экзамен считался сданным.

Четвертый вопрос обладает уже повышенным уровнем сложности, потому за верный ответ экзаменуемый может получить максимально восемь первичных баллов (примерно 18 по стобалльной системе). Данное задание предполагает сравнение — в пределах пяти-восьми предложений — двух поэтических текстов (фрагментов), поиск и характеристику общих мотивов и образов, в данном случае речь идёт о сопоставительном анализе произведений Н.А. Некрасова и А. Д. Дементьева (по материалу демонстрационного варианта с сайта ФИПИ).

Что входит во вторую часть экзамена?

Пятое задание обладает высоким уровнем сложности, поэтому за него экзаменуемый может получить 13 первичных баллов, или 29 по стобалльной системе. Оно предполагает написание полноценного сочинения объемом примерно в 200 слов.  На выбор экзаменуемому предлагается пять тем, четыре из которых предполагают полный и разносторонний анализ конкретного художественного произведения, знакомство с литературными комментариями и критическими статьями, посвящёнными данному тексту.

Пятый вопрос в данном задании является наиболее сложным для полноценного раскрытия, и потому довольно коварным: брать его стоит только в том случае, если в ответах на предыдущие четыре ученик чувствует себя действительно недостаточно уверенным. Дело в том, что он предполагает не только анализ нескольких художественных произведений, но и самостоятельное рассуждение на предложенную абстрактную тему. С одной стороны, это дает большую свободу в ответе и большее пространство в выражении личного мнения, с другой — эта вольность, обеспечиваемая форматом, может повлечь за собой ненужные риски. В частности, экзаменуемый имеет право пользоваться текстами произведений, предоставленными экзаменаторами, в данном же случае он может быть лишен подобной возможности по объективным причинам.

Критерии оценивания ответов

Здесь же важно отметить, что при написании каждого ответа обязательным является использование цитат из исходного текста, особенно это касается заданий с первого по четвертое.

Основными критериями в оценке всех сочинений являются: полнота раскрытия темы, смысловое соответствие ответа и поставленного вопроса, логичность и целостность изложения, отсутствие фактических ошибок (например, неверное называние имён героев), достаточность и убедительность аргументации, верное понимание и изложение мысли автора, правильное и точное употребление литературоведческих терминов и др.

Оставшиеся шесть первичных, или 13 по стобалльной системе, баллов даются за грамотность. По этому критерию работа оценивается целиком, потому, чтобы получить их, экзаменуемый должен написать работу полностью. Таким образом, суммарно за государственный экзамен по литературе в этом году можно будет получить 45 первичных баллов.