Совет 1: Куда можно поступить с ЕГЭ по литературе

Литература — один из предметов ЕГЭ, который выпускники сдают по выбору, причем далеко не самый популярный. По статистике его выбирают лишь около 5% одиннадцатиклассников. При этом часть из них, подавая заявку на сдачу экзамена, не знают, куда хотят поступать — и руководствуется либо любовью к чтению, либо соображениями, что набрать необходимые для поступления баллы по литературе проще, чем по другим предметам. В таком случае возникает вопрос, куда же можно поступить с литературой. На каких направлениях подготовки требуют результаты ЕГЭ по этому предмету?
Куда можно поступить с ЕГЭ по литературе

Куда поступить с русским, литературой и математикой (база)

При поступлении в вузы обычно требуется предъявить результаты трех (а иногда даже четырех) экзаменов, сданных в формате ЕГЭ. Поэтому выпускники, сдававшие обязательный для всех русский язык, базовую математику (которая не является вступительным экзаменом и нужна лишь для получения аттестата) и только один из экзаменов по выбору, обычно почти не имеют шансов найти подходящую программу для продолжения образования.

Но литература считается самым «творческим» предметом школьной программы и является профильной для множества творческих вузов, абитуриенты которых представляют комиссии результаты лишь двух экзаменов и проходят дополнительные профильные испытания на базе вуза. И список специальностей, на которые можно поступить с русским и литературой, довольно широк. Например

  • актерское мастерство;
  • специальности, связанные с кинопроизводством (режиссура, операторское мастерство, продюсерство);
  • художественные специальности (начиная от «чисто академических» живописцев или скульпторов и заканчивая прикладными специальностями — такими, к примеру, как художник-иллюстратор, реставратор или театральный художник);
  • различные направления художественного творчества и декоративно-прикладного искусства;
  • журналистика, дизайн, концертное исполнительство и т.д.

Однако на такие специальности конкурс обычно довольно высок, и огромное внимание уделяется результатам творческих и профессиональных испытаний —  а подготовиться к ним за короткий срок практически нереально. Поэтому выпускники, не занимавшиеся всерьез тем или иным видом искусства, в большинстве случаев не имеют шансов пройти конкурсный отбор.

Исключением является журналистика. На бюджет в «топовые» вузы без прицельной подготовки к вступительным испытаниям пройти будет затруднительно. Но в менее популярных учебных заведениях умения бойко и грамотно излагать свои мысли и общего кругозора вполне достаточно для успешного прохождения творческого конкурса (обычно это эссе и собеседование).

Специальности, на которые можно поступить с литературой и английским (или другим иностранным языком)

Однако в большинстве случаев русский язык, иностранный язык  и литература — классический «набор филолога». Выпускники, сдавшие экзамены по этим предметам, могут подавать документы на такие направления подготовки:

  • фундаментальная и прикладная лингвистика (языкознание), включая иностранные языки;
  • филология (как зарубежная, так и отечественная);
  • перевод и переводоведение.

Обучение по этим специальностям подразумевает глубокое и детальное изучение языков, теории и истории литературы, при этом подход очень далек от «школьного» и требует настоящего «погружения» в предмет.

Иностранный язык также может пригодиться и при поступлении на некоторые из специальностей с творческим конкурсом — так, например, ЕГЭ не только по литературе, но и по иностранному необходимы для тех, кто поступает на специальность «Международная журналистика».

На какие специальности принимают с ЕГЭ по литературе

Куда поступить с литературой и обществознанием

Чаще всего выпускники, сдающие литературу, в качестве второго экзамена выбирают именно «общество». И не зря: именно такое сочетание дает наибольший простор для выбора будущей специальности.

С таким набором предметов также можно поступать на филологические специальности (только речь будет идти уже об отечественной филологии) или другие «академические» направления подготовки — такие, к примеру, как культурология или искусствоведение.

При этом наличие результатов ЕГЭ по русскому языку, литературе и обществознанию позволяет подавать документы на более «практические» и востребованные в плане трудоустройства направления — такие, как:

  • педагогическое образование (преподавание русского языка, литературы, русского как иностранного, инклюзивное образование)
  • социально-культурная деятельность (менеджмент, маркетинг и организаторская деятельность в области культуры и социальной политики);
  • издательское дело (редакторская подготовка изданий, организация книжной торговли);
  • библиотечно-информационная деятельность.
  • реклама и связи с общественностью.

Если сданы ЕГЭ по литературе и истории

У выпускников, которые сдавали ЕГЭ по литературе и истории, выбор довольно ограничен — это сочетание довольно специфично. Оно может потребоваться для поступления на некоторые филологические факультеты (знание истории для филолога считается важным), для учебы на искусствоведа, театроведа, культуролога (направления подготовки «История и теория искусств», «Искусства и гуманитарные науки»). В последнем случае абитуриенту, скорее всего, придется пройти дополнительные испытания на базе вуза.

Для ряда специальностей история является профильным предметом, а литература может быть одним из экзаменов по выбору вуза. Это такие направления подготовки как:

  • документоведение и архивоведение;
  • социальная работа;
  • религиоведение и теология;
  • музеология.

В некоторых случаях результаты ЕГЭ по истории также требуются для абитуриентов, поступающих на специальности, связанные с журналистикой и телевизионным производством, но творческий конкурс проходить придется все равно.

Куда поступить с литературой

Литература с другими предметами

Выпускники, сдающие ЕГЭ по литературе, «в пару» обычно выбирают какой-либо из гуманитарных предметов. Другие сочетания встречаются крайне редко. Однако все-таки существуют специальности, базирующиеся на сочетании чувства прекрасного и инженерного мышления (или математического расчета). Так, например:

  • результаты ЕГЭ по литературе и профильной математике могут потребоваться при поступлении в архитектурные вузы;
  • ЕГЭ по литературе и математике, информатике или физике сдают будущие звукорежиссеры и кинооператоры;
  • литература с информатикой могут сочетаться при приеме на некоторые специальности библиотечно-информационного направления подготовки.

Совет 2 : Как поступить на заочное

Получение заочного образования сегодня остается популярным среди тех, кто хочет повысить свою квалификацию или получить новую профессию без отрыва от производственного процесса. Рассчитывать на такую форму обучения одинаково могут как те, кто только окончил среднюю школу, так и те, кто уже имеет средне специальное профильное образование. Правила приема на заочное отделение практически не отличаются от очного.
Как поступить на заочное
Вам понадобится
  • Документ об образовании
  • Фотографии
  • Лист бумаги
  • Свидетельство о заключении брака (если была смена фамилии)
  • Документ, удостоверяющий личность
  • Медицинская справка формы 086-у
Инструкция
1
Обратитесь в приемную комиссию выбранного вуза с заявлением на прием по желаемой специальности. К нему необходимо приложить документ об образовании и фотографии.
2
Пройдите вступительные испытания. Если вы не попадаете под категорию лиц, которые могут быть зачислены без результатов ЕГЭ, то необходимо узнать лишь проходной балл. В противном случае вас ждут профильные экзамены или собеседования согласно расписанию, установленному приемной комиссией.
3
Узнайте результаты вступительных испытаний. Обычно, если количество баллов не достаточно для зачисления в университет на бюджетную форму обучения, есть возможность занять места с оплатой стоимости обучения.
4
Принесите в приемную комиссию подлинники документов об образовании и заполните договор, если выбрали коммерческую форму обучения.
Обратите внимание
Если, поступая на заочное отделение, вы уже имеете стаж работы или желаете продолжить профильное средне специальное образование, то к заявлению необходимо приложить копию трудовой книжки. В некоторых вузах помимо вышеперечисленных документов, просят медицинскую справку формы 086-у и свидетельство о браке.

Иногда администрация учебного заведения требует нотариально заверять копию документа об образовании, либо предоставлять подлинник для сверки во время подачи заявления.
Полезный совет
Не сдавайте документы сразу в большое количество вузов. Обычно оно ограничивается пятью учебными заведениями.

Если выбранный вуз территориально находится в другом городе, то подать заверенные нотариусом документы можно по почте, либо в электронном виде. Однако все нюансы лучше выяснять отдельно в выбранном вузе.
Что такое заочная форма обучения в вузах: особенности, плюсы и минусы
Связанная статья
Источники:
  • Закон "Об образовании"
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500