Стартовые условия

Эрик Владимирович Сабо известен как родоначальник советской школы автомобильного дизайна. Сегодня это имя известно только узкому кругу специалистов. Когда рядовой потребитель выбирает для своих нужд транспортное средство, он даже не задумывается о том, кто и когда создавал экстерьер автомобиля, который припаркован за стеклянной стенкой автосалона. Потенциального владельца интересуют эксплуатационные параметры машины: безопасность, комфортабельность, экономичность. И еще автомобиль должен привлекательно выглядеть.   

Российское промышленное производство во все времена ориентировалось на достижения европейских стран. И до сих пор лучшими считаются транспортные средства, произведенные в Германии. Однако отечественные инженеры и конструкторы, в их числе и Эрик Сабо, сумели сформировать собственную школу. Создать свои станки и технологии, которые не уступают по техническим характеристикам зарубежным образцам. Для этого потребовались ресурсы и время. Чтобы заниматься проектированием автомобилей, человек должен получить определенный набор знаний. Иметь широкий кругозор и аналитические способности. 

Будущий авто дизайнер появился на свет 14 августа 1933 года в обычной советской семье. Родители проживали в Москве. Отец служил в правоохранительных органах. Мать работала декоратором в одном из столичных театров. Эрик с младых ногтей наблюдал за творческим процессом, когда мать разводила краски и набрасывала эскизы на бумаге или картоне. Во время войны отец находился в действующей армии. А семью эвакуировали в сибирский город Омск. Здесь мальчик пошел в первый класс. В долгие зимние вечера он учился рисовать угольком на оберточной бумаге или на стене, за что частенько получал выговор.

Школу Сабо окончил, уже вернувшись на постоянное место жительства. Когда встал вопрос о выборе профессии, он твердо решил получить профильное образование в знаменитом Художественно-промышленном училище имени Строганова. В студенческие годы Эрик подрабатывал всеми возможными способами. Оформлял «красные уголки» и «доски почета» на предприятиях. Рисовал плакаты для праздничных демонстраций. В свое время отец научил Эрика играть на аккордеоне. И это умение пригодилась студенту, когда он вместе с известным саксофонистом наигрывал по субботам для подвыпившей публики в ресторане.    

Профессиональная деятельность

Карьера дизайнера началась для Эрика Сабо в 1957 году, после того как он по распределению попал на автомобильный Завод имени Лихачева. Дипломированному художнику сразу же поручили ответственную работу. Нужно было освежить внешний вид передка – на жаргоне специалистов «морду» - представительского лимузина ЗИС-110. Обновленный передок получил одобрение по всем параметрам. Молодого специалиста, подтвердившего свой профессиональный статус, тут же привлекли к решению реальных задач. Пришла пора внести изменения в экстерьеры грузовиков ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.   

Сабо не только успешно справлялся с поставленными задачами, но вносил дельные предложения по оптимизации работ в дизайнерском отделе. Важно отметить, что молодой дизайнер, полный сил и фантазий всякий раз предлагал свое решение. Однако руководство имело по этому поводу свое мнение. Эрика Владимировича всяческими способами принуждали элементарно копировать зарубежные образцы. С позиций производственников в таком подходе имелся смысл. Но профессиональное реноме дизайнера при этом ущемлялось. После недолгих сомнений Сабо перешел в Специальное Художественно-Конструкторское Бюро (СХКБ). 

Признание и заслуги

На новом рабочем месте Сабо познакомился с талантливым дизайнером Эдуардом Молчановым. Случайно сложившийся творческий тандем оказался весьма продуктивным. Они разработали удачную конструкцию самоходной коляски для инвалидов, выпуск которой начал Серпуховской моторный завод. Творчество Эрика Сабо не ограничивалось разработками экстерьера легковых автомобилей. Он занимался проектированием салонов и кузовных элементов.  

Много лет маститый дизайнер возглавлял сектор технической эстетики в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте, который сокращенно называется «НАМИ». В стенах этого института проектировался мини-вездеход «ЛуАЗ» и большегрузный самосвал «КрАЗ-250». За эти разработки Эрик Владимирович получил «Свидетельство на промышленный образец».  

Хобби и личная жизнь

За продуктивную деятельность Эрика Сабо приняли в Союз Художников СССР и в Союз Дизайнеров России. В 1980 году, когда в Москве проводилась Олимпиада, авторитетный дизайнер входил в группу специалистов, которые занимались оформлением мест и магистралей, где перемещались спортсмены и зрители. Сабо принимал участие в создании декораций на съемках фантастического фильма «Планета бурь». В свободную минутку частенько исполнял любимые мелодии на синтезаторе.  

О личной жизни дизайнера известно немного. Свою супругу Эрик Владимирович встретил на работе. Вера Бондарь, по профессии учитель рисования, занималась созданием макетов из пластилина. Производственные дела незаметно трансформировались в личные. Муж и жена во всем находили общий язык. Вырастили и воспитали дочь. Эрик Сабо скончался в апреле 2017 года.