Детство и юность

Родился Иван Иванович Лапшин 11 (23) октября 1870 года в городе Петербурге. Был единственным ребенком в семье. Его отец, Иван Осипович Лапшин был женат на англичанке Сусанне Дионисовне Друэн. Она была преподавателем музыки и пения, а отец известным востоковедом. Благодаря матери, Лапшин хорошо разбирался в музыке и был утонченным ценителем искусства. Так же он неплохо пел и играл на фортепиано. Безусловно, тот факт, что Иван Иванович был рожден и воспитывался в интеллигентной семье имеет непосредственное отношение к его интересам и карьерному росту.

Во второй половине ХIХ века, когда в моду вошли занятия спиритизмом, родители Лапшина организовали спиритический кружок. Благодаря этой затее, в их доме частыми гостями стали: академик А.М. Бутлеров, философы П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев, А.А. Козлов и другие. Такое окружение еще с малых лет прививало мальчику любовь к науке, особенно к гуманитарному ее направлению.

Наибольшее влияние на маленького Ваню оказал В.С. Соловьев (смотрите фото ниже). Он приезжал к ним 2-3 раза в месяц и часто привозил мальчику подарки: книги, коллекционные марки и др. Рабочее место Ивана находилось в зале, а не в детской, поэтому он часто присутствовал во время бесед отца и В.С. Соловьева. И не только присутствовал, а и становился участником этих бесед. Мальчику нравилось, что В.С. Соловьев разговаривает с ним на равных, как со взрослым, и объясняет ему непонятные моменты. Хотя иногда даже при толковых объяснениях маленький Ваня не мог объять суть высокоинтеллектуальной беседы. В 9 лет мальчик начал писать свои первые стихи, и всегда давал их прочитать В.С. Соловьеву, считая его мнение авторитетным.

 

В 1883 году отец Лапшина умер, а мать вышла замуж во второй раз. Вторым мужем Сусанны Дионисовны стал мировой судья Сергей Иванович Богданов. После смерти отца, В.С. Соловьев перестал приезжать к ним в гости. Но общение Ивана Ивановича с другом семьи все же продолжалось, он сам часто наведывался к нему в гостиницу.

С 1882 по 1889 гг. Иван Иванович учился в 8-ой гимназии. Обучение было построено таким образом, что весь материал давался ученикам во время занятий, домашних заданий не было. Именно в эти годы укрепляются 2 наиболее близких сердцу Лапшина увлечения: философия и музыка.

 

Образование и карьера

После окончания гимназии Иван Иванович (смотрите фото ниже) поступает в университет на историко-филологический факультет. Ему невероятно повезло, ведь именно в годы его учебы (с 1889 по 1893) большинство преподавателей факультета находились на пике своей преподавательской и научной деятельности. Толчком для развития Лапшина стала идея Веселовского о том, что литературный процесс должен изучаться комплексно и всесторонне. И.И. Лапшин развивает эту идею в своих трудах по научной философии, эстетике музыки и литературы. Так же он продолжает работу Веселовского над "Исторической поэтикой" и вырабатывает собственную теорию творчества.

Наибольшее влияние на мировоззрение Ивана Ивановича оказал его учитель А.И. ВВеденский (смотрите фото ниже), который вел обязательные предметы - логику, психологию и др. Под его влиянием Лапшин стал приверженцем кантианского критицизма. В 1892 г. представил на кафедру реферат на тему: "Полемика между Гассенди и Декартом по поводу “Медитаций”". После окончания университета, по рекомендации А.И. Введенского был оставлен при кафедре для представления к профессорскому званию. Затем Ивана Ивановича отправили в Англию на стажировку. В 1896 г. опубликовал книгу У. Джемса "Основы психологии" в своем переводе. За время второй командировки (1898-1899 гг.) опубликовал статью «Судьба критической философии в Англии до 1830 г.». В которой показал себя не только как талантливого аналитика, но и знатока истории философии.

 

Научная деятельность

В 1897 году Иван Иванович Лапшин (смотрите фото ниже) был переведен на должность приват-доцента. Он читал лекции по истории философии, педагогики и психологии при университете и в других учебных заведениях (Александровском лицее, Коммерческом институте и т.д.).

С 1897 года был секретарем и членом Совета Философского общества. Был активным его участником и выступал с докладами: «О трусости в мышлении» (1900 г.) и «О мистическом познании и “вселенском чувстве”» (1905 г.). Так же был активным членом Психологического общества при Московском университете. В журнале этого общества была опубликована статья И.И. Лапшина: «О трусости в мышлении (этюд по психологии метафизического мышления)» (1900 г.).

Благодаря своей активной деятельности, в начале ХХ века Иван Иванович становится значимой персоной в философской жизни Петербурга. Так же этот период его биографии взаимосвязан с работой над диссертацией "Законы мышления и формы познания", которой он посвятил целых десять лет своей жизни.

 

Личная жизнь

Первая встреча И.И. Лапшина с Н.И. Забелой-Врубель (смотрите фото ниже) состоялась весной 1898 г. на собрании у Римского-Корсакова. Иван Иванович был очарован ее талантом и красотой на всю оставшуюся жизнь. Но так как певица была замужем за знаменитым художником М. Врубелем, их взаимоотношения носили исключительно профессиональный характер "певица-слушатель". Тем не менее, И.И. Лапшин присутствовал в жизни Надежды Ивановны и в период расцвета ее оперной карьеры, и в период ее личностного краха - 1910 г. умирает ее маленький сын, а затем и муж М. Врубель. До последнего мечтательный и плененный ее красотой Иван Иванович лелеет надежду быть вместе со своей музой. Но мечтам так и не судилось стать реальностью - накануне решающей встречи в 1913 г. певица скоропостижно умирает от чахотки. Но навсегда остается жива в сердце великого философа музой и воплощением величайшей женственности.

 

Вынужденная эмиграция

После революции 1917 г. и прихода к власти большевиков, образовательная сфера претерпела ряд реформ: в университет мог поступить любой желающий, подходящий по социальному статусу, вне зависимости от образования, отменены ученые звания, упразднена система защиты диссертаций. В 1921 г. расформирована философская кафедра, уволен вень педагогический состав, кроме А.И. Введенского. В 1922 г. И.И. Лапшину было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности по ст. 57 Уголовного кодекса с приговором к высылке из России. В ноябре пароход «Пруссия» увез И.И. Лапшина, Н.О. Лосского, Л.П. Карсавина и других философов (смотрите фото ниже).

В эмиграции И.И. Лапшин поселился сначала в Берлине, а затем переехал в Прагу. В 1923 г. стал профессором Русского народного университета в Праге. Не сломили великого ученого ни изгнание из Родины, ни период оккупации, который он переживал в Праге во время Второй Мировой, живя без электричества и отопления. Очень много трудов и статей было им создано и опубликовано в пражский период. Тематикой работ были музыка и философия. Публикации были выпущены не только на русском, но и на чешском и итальянском языках. До конца дней философ всей душой желал вернуться домой - в Россию, даже предпринимал попытки, обращаясь в советское консульство с просьбой вернуть ему гражданство. Но, к сожалению, безуспешно - его запросы так и остались без ответа.

В декабре 1951 г. Ивану Ивановичу поставили страшный диагноз - тромбоз сердца. С того момента не прошло даже одного года - 17 ноября 1952 г. он умер в Праге в возрасте 82 лет. И.И. Лапшин  был похоронен на Ольшанском кладбище в Праге (место захоронения: 2 гор–17–268/20).

Вклад этого выдающегося ученого в мировую науку сложно переоценить.