Главные герои и их отношения

Действие повести «Дуэль» начинается в маленьком городке на берегу Черного моря. Это не курорт с променадами, красивыми набережными и светским обществом. Жизнь здесь течет размеренно, скучно, без ярких событий. Местное общество случайно: оно объединяет как местных жителей, так и людей, приехавших на время. К последним относится один из главных героев, будущий участник дуэли Лаевский.

Иван Андреевич Лаевский – совсем молодой человек 28 лет. Несмотря на цветущий возраст, он уже устал от жизни, не имеющей ничего общего с увлекательными романами. Лаевский имеет средства, он может выбрать любую сферу деятельности, рядом любящая женщина, да к тому же еще и замужняя, не претендующая на брак. Однако Иван Андреевич недоволен: он не хочет и не умеет работать, любовница надоела, жизнь в пыльном приморском городке по-обывательски скучна и просто невыносимо. Он мечтает уехать, но денег на нормальное обустройство нет, беспокоят кредиторы. Некстати скончался супруг Надежды Федоровны, женщина ждет, что любимый женится на ней, как того требуют приличия. Однако сам Лаевский с ужасом понимает, что не только не любит свою сожительницу, но с каждым днем все больше ненавидит и презирает ее.

Все эти подробности читатель узнает из разговора Лаевского с военным врачом Самойленко, местного жителя. Добрый и терпеливый доктор выслушивает излияния Лаевского и пытается давать советы, но собеседник не слышит его. Он упоен собственными несчастьями, сравнивает себя с известными литературными героями: Печориным, Онегиным, Гамлетом, уверяет, что не может жить в атмосфере скуки, лжи и ненависти. Выход Лаевский видит в переезде в Санкт-Петербург. Он хочет бросить надоевшую любовницу и начать новую жизнь: интересную, яркую, наполненную событиями.     

Самойленко для дополнительного заработка держит домашнюю столовую. За обедом ежедневно собираются молодой зоолог фон Корен и дьяк Победов, недавно окончивший семинарию. Они обсуждают Лаевского, причем зоолог высказывается резко против подобных людей-паразитов и предлагает уничтожать их любыми способами. Самойленко категорически против, а дьяк просто не воспринимает подобные высказывания всерьез.

Еще один важный персонаж – Надежда Федоровна, сожительница Лаевского. Молодая женщина живет в воображаемом мире, действительность кажется ей гораздо более радужной, чем вечно недовольному Ивану Андреевичу. Надежда Федоровна считает себя звездой местного общества и уверена, что каждый мужчина втайне очарован ею. Женщина любит своего сожителя, но пару раз изменила ему с полицейским приставом Кирилиным. Она старается забыть об этой позорной связи, убеждая себя, что душа ее не верна Лаевскому. Есть у Надежды Федоровны и платонический поклонник – сын местного богатого торговца Ачмианов.

Развитие сюжета

Все общество едет на пикник у горной реки. Лаевский находится  в скверном расположении духа, он не знает, как объясниться с любовницей и чувствует неприязнь фон Корена, которую тот и не думает скрывать. Вечер заканчивается ссорой Ивана Андреевича и Надежды Федоровны, свидетелями которой становятся все присутствующие. После пикника Лаевский просит Самойленко помочь ему деньгами. Он хочет уладить дела с сожительницей и как можно скорее уехать. Военный доктор советует примириться с фон Кореном, но Иван Андреевич уверен, что зоолог не захочет даже разговаривать с ним. Единственный выход – немедленно исчезнуть и разорвать этот порочный круг.

Надежда Федоровна находится на грани срыва. Она узнала о смерти мужа, тяжело переживает нелюбовь Лаевского, запуталась в отношениях с Кирилиным и Ачмиановым. Он переживаний и волнений у женщины начинается лихорадка, но это не останавливает Лаевского от намерения уехать. Он осознает, что поступает подло, презирает себя, но не знает, как вырваться из сложившейся ситуации. Стараясь сохранить спокойствие, Иван Андреевич проводит вечер за карточной игрой, но внезапно получает ехидную записку, автором которой считает фон Корена. Следует  истерический припадок, после которого Лаевский понимает, что его репутация окончательно погублена.

Драматичная развязка

Предсказуемый финал повести – дуэль между фон Кореном и Лаевским, причем последний выступает инициатором. В припадке ярости он обвиняет Самойленко в сплетнях и в его присутствии оскорбляет фон Корена. Тот немедленно требует сатисфакции.

После вызова Лаевский ощущает прилив сил, но постепенно осознает, что дуэль может завершиться трагически. Всю ночь перед поединком он проводит в размышлениях и приходит к выводу, что действительно виноват во многом. На его совести падение Надежды Федоровны, ее ошибки, позорная связь с Кирилиным. Иван Андреевич хочет покаяться, он намерен вернуться живым и  спасти ее - единственного родного человека.

Ночь перед поединком фон Корен и Победов проводят в беседе о любви к ближнему и учении Христа. Зоолог убеждает дьяка, что люди, подобные Лаевскому, разрушающе действуют на общество, разлагая и уничтожая его. Единственный способ бороться с ними – полное уничтожение. Дьяк не согласен и пытается доказать убежденному материалисту, что любой человек имеет право на жизнь и способен сам изменить свою судьбу.

Наступает день дуэли. Правил поединка участники не знают, но пытаются вспомнить, как вели себя герои в романах. Лаевский демонстративно стреляет в воздух, однако фон Корен прицеливается с намерением попасть в противника. Отчаянный крик дьяка, присутствующего на поединке, сбивает его, пуля пролетает мимо.   

О дальнейшей судьбе героев можно узнать из беседы Самойленко и фон Корена. После дуэли прошло 3 месяца. Лаевский женился на Надежде Федоровне, он много работает, планирует рассчитаться с долгами и начать новую жизнь. Фон Корен первый протягивает руку бывшему противнику. Он не расстался со своими убеждениями, но признает, что человек может перемениться.  

Краткий анализ

А. П. Чехов – мастер сложных, разноплановых произведений. Он не дает однозначных оценок персонажам, многие важные вопросы остаются открытыми. Отношение автора кгероям угадывается в мелочах. Один из любимых приемов Чехова – говорящие фамилии персонажей. Они не столь прямолинейны, как в ранних юмористических рассказах, но создают определенную атмосферу.

Фамилия главного героя Лаевского намекает на его интеллигентное (а возможно и дворянское) происхождение. При этом в ней чувствуется что-то неуловимо неприятное, мелочное, даже скандальное. Читатель не ассоциирует себя с этим человеком, инстинктивно отдаляется от него. Полная противоположность – Самойленко. Уютная и достаточно распространенная фамилия как бы завершает образ хлебосольного хозяина, человека, не любящего конфликты и мечтающего примирить окружающих. Фон Корен – явный чужак, сторонник немецкого «орднунга», безжалостный к своим антагонистам и всем слабым, мятущимся, сомневающимся Он не вызывает симпатии, но читатель проникается невольным уважением к этому человеку и прислушивается к его мнению.

Интересный художественный прием – раскрытие интриги в названии повести. Читатель понимает, что произойдет драматичный поединок с непредсказуемым финалом, пытается понять, кто станет главными участниками этого события, догадаться, каким будет финал. При этом оказывается, что сама дуэль – не конец, а начало новой жизни для всех персонажей. Особенно благотворным потрясение стало для Лаевского. Из пустого, лживого, ненавидящего и презирающего самого себя человека он постепенно превращается в более сильного и ответственного. Он готов признать свои ошибки и разобраться с долгами, отношениями с пусть не слишком любимой, но вполне достойной женщиной. Вряд ли будущая жизнь Лаевского будет особенно радостной и полезной для общества, но можно не сомневаться – он никогда уже не будет ненужным балластом.

Особый смысл в том, что завершить дуэль роковым выстрелом (а фон Корен действительно хотел убить Лаевского) помешал дьяк Правдин: немного нелепый, смешливый, но очень честный и добрый. Религия, к которой абсолютно равнодушны оба участника дуэли, спасает одного от греха убийства, а другому дает шанс на покаяние. В финале повести Чехов рассказывает о перерождении героев и долгожданном примирении. Причем инициатором мира выступает несгибаемый фон Корн – а это значит, что и для него поединок стал началом новой жизни.