Родина княгини Ольги

Загадка происхождения княгини Ольги (920-960 гг.) теряется в глубине веков. На этот счёт существует много легенд и домыслов. Например, что Ольга имела отношение к роду Гостомысла. Или что она была болгарской княжной, привезённой оттуда Вещим Олегом. Согласно одной из версий, женщина являлась простой крестьянкой, которая, тем не менее, смогла произвести глубокое впечатление на князя Игоря при их случайном знакомстве. В целом о её жизни до замужества известно очень мало. «Повесть временных лет» сообщает, что в 903 г. к Игорю привели «жену из Пскова именем Ольга». Более поздние источники указывают в качестве родины женщины Изборск, а также Выбутскую весь.

Брак между Игорем и Ольгой был, вероятнее всего, заключён по расчёту. Плодом этого союза стало рождение сына Святослава. Поскольку князь Игорь часто бывал в походах,Ольга в это время занималась внутренней политикой государства. После гибели мужа княгиня стала регентшей при малолетнем сыне и фактически главной правительницей Киевской Руси.

Месть за мужа

По преданию князь Игорь был убит древлянами за то, что после сбора дани спустя короткое время вернулся за новыми поборами. Рассудив, что «если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит», древляне перебили дружину Игоря, а самого князя привязали к двум наклонённым берёзам так, что выпрямившись, деревья разорвали его.

Месть Ольги древлянам была страшна, причём княгиня мстила четыре раза. Притворившись, что готова выйти за князя Мала, она согласилась принять своих врагов, которые сразу же после встречи с ней были закопаны заживо. Во второй раз Ольга приказала истопить для древлянских послов баню, которую затем повелела запереть и поджечь. В третий раз, отправившись на вражескую землю, чтобы устроить тризну по мужу, Ольга велела напоить древлян, а затем перебить их. В четвёртый раз княгиня выступила в поход на врагов уже со своим сыном Святославом.

Войска Ольги осадили главный древлянский город Искоростень, но не могли взять его. Княгиня озвучила условия снятия осады: прислать ей птиц с каждого двора. Жители поверили, что Ольга действительно согласна на такой скромный выкуп и отправили ей птиц. Княгиня же приказала своей дружине привязать к каждому воробью и голубю подожжённый трут и отпустить их. Горящие птицы полетели в свои дома, в городе начался пожар, паника. Часть древлян была убита на месте, часть продана в рабство. Впрочем, такой сюжет с птицами часто встречается в различных народных сказаниях. Однако вне зависимости от его достоверности Ольга пресекла любые попытки вражеского восстания.

Дипломатия и новая вера

С именем Ольги историки связывают многие серьёзные реформы, имеющие отношение к укреплению порядка государственного управления и учреждениям административных центров в установленных волостях. Княгиня учла печальный опыт своего мужа, чья смерть была во многом связана с ропотом и неповиновением его дружины. Именно поэтому женщина взялась за искоренение анархии и усиление власти. Ольга сама занималась определением размера дани для каждой местности и упорядочивала процесс её сбора, назначая сборщиками тиунов.

Постепенно княгиня заменила прежнюю беспорядочную систему полюдья на чёткую и поэтому более эффективную структуру взимания налогов. Эта сложная работа, связанная с нормированием разных сфер жизни, не была овеяна какими-либо легендами. И не она принесла славу Ольге. Однако именно эта деятельность княгини сыграла значительную роль в становлении русского государства.

Проводя курс на сближение с Византией, в 955 г. Ольга отправилась в Константинополь. Там она приняла христианскую веру. При крещении ей было дано имя Елена. В Киевской Руси Ольга нашла мало единомышленников, готовых поддержать её обращение в христианство. Сын Святослав твёрдо решил оставаться язычником. Попытка крестить Русь увенчалась успехом только у внука Ольги князя Владимира. Однако именно этой женщиной были сделаны первые шаги по принятию новой веры. По инициативе Ольги в Киеве был возведён храм в честь святителя Николая. Мастера были приглашены из Европы.

Ольга не отходила от государственных дел, даже когда передала бразды правления своему сыну Святославу. Поскольку тот часто находился в походах, женщина по-прежнему занималась управлением государством. Похоронена княгиня была по христианскому обряду.

В 1547 г. княгине был причислен лик святой равноапостольной. В настоящее время Ольгу почитают как покровительницу вдов, а также новообращённых христиан. Православной церковью ее память празднуется 11 июля.