Концепция противостояния  

На протяжении нескольких десятилетий двадцатого века в мире сохранялось противостояние двух государств: СССР и США. В разных формах конкуренция и соперничество наблюдались на земле, в небесах и на море. По неофициальной классификации Америка считалась морской державой, а Советский Союз сухопутной. Однако начиная со времен царствования императора Петра I, Россия начала утверждаться на морских просторах по всему земному шару. Для этого «утверждения» в течение длительного отрезка времени пришлось создавать мощную производственную базу.  

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» заложен на стапелях Балтийского кораблестроительного завода в июле 1978 года. На этом предприятии имелись все необходимые условия для строительства современных кораблей для нужд военно-морского флота. Закладке корабля предшествовали события, которые привели к очередному обострению в противостоянии стран на океанских просторах. Появление на вероятном театре военных действий американского крейсера с атомной силовой установкой «Лонг Бич» советский Генеральный Штаб воспринял как серьезную угрозу. 

Техническое задание на проектирование тяжелого атомного ракетного крейсера – ТАРК – несколько раз корректировалось. Специалисты старались создать корабль с мощным ударным комплексом и надежной системой защиты от действующих угроз. Американский флот имел на вооружении авианосцы, которые применялись для поражения целей, как на море, так и на суше. Советский крейсер создавался с эффективной защитой от самолетов, надводных кораблей и подводных лодок. При этом на борту нужно было разместить боеприпасы для ведения военных операций, необходимые ресурсы для питания экипажа и топливо для силовых установок. 

Принятый к реализации проект «Орлан» предусматривал постройку четырех кораблей. В начале 60-х годов военно-морские силы Советского Союза базировались на четырех опорных базах. Первый крейсер предназначался для несения службы на Северном флоте. Второй собрат, получивший при закладке название «Фрунзе», готовился к боевому дежурству на Тихом океане. Следует подчеркнуть, что в апреле 1992 года ракетоносец переименован в «Адмирала Лазарева». Согласно принятой на тот момент времени системе проектирования, в конструкцию каждого следующего корабля вносились обновления и дополнения. 

Конструкционные особенности   

Процесс проектирования, а затем производства конструктивных элементов и сборка корабля растягивается на несколько лет. Эту особенность приходится учитывать сотрудникам Генерального Штаба, разрабатывающим военно-стратегические планы. За три года, в течение которых собирается корабельный корпус, на вооружение принимаются более совершенные и эффективные виды вооружений. В ПВО на «Адмирале Лазареве» устаревшие установки заменили новыми системами. На крейсере установили зенитно-ракетный комплекс «Кинжал» и зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик». Создаваемая плотность огня не позволяет самолетам противника приблизиться к кораблю для прицельного бомбометания.    

Серьезную угрозу для надводных объектов создают подводные лодки. Самый прочный корпус корабля «прошивается» прямым попаданием торпеды. В боевой обстановке очень важно своевременно обнаружить угрозу и нейтрализовать ее. Для решения это задачи на крейсере установили поисковый комплекс «Водопад» и реактивную установку для глубинного бомбометания. В результате проведенного обновления эффективность противолодочной обороны значительно повысилась.

На военно-техническом совете приняли решение модернизировать кормовую часть корабля. Здесь оборудовали взлетно-посадочную площадку для вертолетов и ангар на три машины. Тяжелые вертолеты способны выполнять разведывательно-поисковые операции и проводить бомбометание по подводным целям. Под палубой расположено топливохранилище и площадка для складирования боезапаса. Для пилотов и обслуживающего персонала отгорожены отдельные каюты.

Главная ударная сила «Адмирала Лазарева» - противокорабельный ракетный комплекс «Гранит». Двадцать таких установок размещены в носовой части корабля. Крылатые ракеты со стартовой массой семь тонн способны поражать цели на расстоянии до 600 км. Низколетящие крылатые ракеты после старта летят в автономном режиме. Обнаружить ракету средствами ПВО очень сложно. Вероятность поражения назначенной цели составляет более пятидесяти процентов. Такого уровня эффективности до сих пор не могут достичь военно-морские силы вероятного противника.  

На боевой вахте

В октябре 1984 года ТАРК «Адмирал Лазарев» заступил на боевую вахту. После ходовых испытаний и проверки системы управления, ракетоносец принял участие в масштабных учениях ы акватории Северного моря. Следующим важным этапом стал переход из порта Североморск к месту постоянной приписки во Владивосток. Этот нелегкий маршрут проходили многие советские корабли. Обогнув Африканский континент, крейсер пересек Индийский океан и прибыл на базу ТОФ в порт Фокино. После краткосрочной стоянки и регламентных работ, ракетоносец получил первое боевое задание.

Весной 1985 года крейсер вышел в открытое море, чтобы в указанном квадрате провести учебные стрельбы. На тот момент для военно-морских сил Советского Союза было важным зафиксировать свое присутствие в центральной части Тихого океана. До этого времени американский флот занимал здесь доминирующее положение. Демонстрация военной силы обычное явление на просторах мирового океана. Седьмой флот США проводил учения на этих широтах в любой удобный для этого момент. Присутствие кораблей вероятного противника создавало для американских адмиралов определенные трудности.

Зоной ответственности ракетоносца «Адмирал Лазарев» включала акваторию океана восточнее Японских островов. Важно подчеркнуть, что линейные крейсера выходят в открытое море только в сопровождении кораблей поддержки. Кроме судов сопровождения лидер Тихоокеанского флота взаимодействовал с авианесущим крейсером «Новороссийск» и большим противолодочным кораблем «Ташкент». Совместные учения позволяли совершенствовать боевую выучку экипажа, сохранять боеспособность основных и вспомогательных систем корабля.  

Последняя стоянка

Вплоть до конца 80-х годов «Адмирал Лазарев» регулярно выходил в море для выполнения поставленных командованием задач. За все годы эксплуатации крейсер прошло почти семьдесят тысяч морских миль. Ходовой ресурс был израсходован едва на 40%. Крейсер мог еще служить много лет. Однако судьба уникального ракетоносца сложилась по-другому. После развала Советского Союза сразу же поменялась военно-морская доктрина российской власти. От больших военных кораблей, способных совершать дальние плавания, решили отказаться. Были ликвидированы все ремонтные базы флота во Вьетнаме, Анголе и Сомали.

Весной 1992 года крейсер переименовали и пришвартовали на стоянку к пирсу бухты Абрек. На правительственном уровне долго не могли принять решение о дальнейшем использовании корабля. Несколько раз его пытались перевести в другое место, где можно заняться ремонтными работами. Однако печальная история регулярно повторялась – в бюджете страны на это не хватало средств.

На сегодняшний день крейсер находится в плачевном состоянии. Даже некоторое оживление и восстановление военного потенциала страны не коснулись «Адмирала Лазарева». Эксперты склонны считать, что министерство обороны уже приняло решение о списании корабля, но не спешит заявить об этом во всеуслышание.