Вечный сюжет

Композитор Флоримон Эрве считается родоначальником французской оперетты. Из всех его произведений наибольшую популярность получила «Мадемуазель Нитуш», которая появилась в 1883 году. Ее премьера состоялась на сцене театра Варьете в Париже, а затем классическая комедия положений начала свое победное шествие по миру. В этой постановке перемешивается торжественный хорал и веселые пляски, ханжество и корыстолюбие соседствует с молодой жаждой жизни. В целом, характеризуя историю, можно сказать, что главное в ней, конечно, любовь.

События разворачиваются во французской провинции второй половины 19 века. Дениза де Флавиньи – главная героиня оперетты. Юная девушка воспитывается в монастырском пансионе, но уже давно тайно мечтает о театре. Однажды сбежав от строгой начальницы, она попадает в местное варьете, где проходит премьера оперетты. Оказывается, что автор произведения – ее учитель музыки Селестен. В пансионе он ведет себя ханжески, а за его воротами прожигает жизнь и сочиняет музыкальные партии для своей подруги опереточной примы Корины. Когда в очередной раз Селестен тайком сбегает в город, за ним следует Дениза, чтобы попасть на представление. В это вечер Корин скандалит и не желает участвовать в премьере, под ее псевдонимом «Мадемуазель Нитуш» выходит Дениза, которая знает партию наизусть. Выступление девушки находит отклик в сердцах публики, присутствующий в зале лейтенант Фернан Шамплатро не только покорен талантом начинающей артистки, но и признается ей в любви. После череды комичных недоразумений следует счастливый финал.

Есть версия, что образ Селестена, который давал уроки музыки в монастырском пансионе и придумывал оперетки, Эрве почерпнул из собственной биографии. В молодые годы ему пришлось вести аналогичную жизнь. 

От премьеры до юбилея

Впервые оперетту «Мадемуазель Нитуш» театр имени Евгения Вахтангова представил на суд зрителей в 1944 году в постановке Рубена Симонова. Музыкальный спектакль военных лет имел большой успех, и долгие годы не сходил с афиш театра.

Спустя 60 лет вахтанговцы рискнули поставить спектакль во второй раз. Премьера новой «Мадемуазель Нитуш» состоялась на сцене театра Вахтангова 30 декабря 2004-го. Постановка под авторством известного режиссера Владимира Иванова оказалась отличным подарком москвичам в канун нового года. Главной «изюминкой» спектакля является то, что в нем принимает участие настоящий профессиональный оркестр, а все актеры поют вживую и великолепно танцуют. Все это принесло спектаклю не только зрительскую любовь, но и ряд престижных театральных наград.

Много лет спектакль продолжает свое триумфальное шествие. За это время актерский состав изменился трижды. Единственно неизменной осталась исполнительница роли начальницы пансиона «Небесные ласточки». Во время юбилейного 300-го спектакля на сцену вышли все три состава актеров. Зрители получили уникальный шанс видеть одновременно нескольких исполнительниц роли Денизы, троих Селестенов, Полковников и даже бравых гусаров, которых приглашают из Театра Сатиры.

Актерский состав

Нынешний актерский состав спектакля блистает своим великолепием. Единственная артистка, которая более 300 раз бессменно выходила на сцену в роли наставницы пансиона – Мария Аронова. В копилке актрисы много театральных ролей и киноработ. Заслуженная артистка России стала обладательницей нескольких престижных наград. Ее трогательная, очкастая героиня в «Мадемуазель Нитуш» заставляет смеяться в голос весь зрительный зал, даже самый строгий скептик не в силах сдержать улыбку. Элементы образа: необъятный зад, заячий прикус и рыжий пучок волос вместе с комическим даром артистки помогают легко рассмешить зрителей. Некоторые считают, что шутки героини Ароновой несколько вульгарны, но то, что актриса обладает невероятной энергией и хороша в каждом выходе на сцену – отрицать не будет никто.

Роль Селестена и Флоридора исполняет Александр Олешко. Часто имя актера связывают с его работами в кино и на телевидении. Однако театр – вторая важная часть жизни актера. Талантливый юноша родом из Кишинева, с отличием окончил эстрадное училище и театральный институт. За создание образа Селестена Заслуженный артист России получил премию «Чайка» за лучшую комедийную роль. В другом актерском составе образ Селестена на сцене воплотил актер Виктор Добронравов.

Роль опереточной примадонны Корин в спектакле исполняет Нонна Гришаева. Талант артистки многогранен: участие в театральных постановках, десятки ролей в кино и телепрограммах, дубляж фильмов и анимационных картин.

Среди других актеров хочется отметить игру Владимира Симонова, Лидии Вележаевой, Анатолия Меньщикова, а также молодую и миловидную актрису Ольгу Немогай в роли Денизы.

Плюсы и минусы

Искрометный водевиль на грани фарса вполне соответствует традициям вахтанговских постановок: «Соломенная шляпка», «Дамы и гусары», «Старинные русские водевили». Музыка чередуется с шутливыми диалогами, поэтому время, пока длится «Мадемуазель Нитуш», пролетает незаметно. Ко всему прочему можно отметить яркие костюмы и прекрасные декорации.

Постановка воспринимается легко, она напоминает мюзикл, где почти все время звучит музыка, а небольшие паузы заполнены репликами. Герои спектакля, поют, танцуют, устраивают шалости, тем самым вызывая улыбку зрителей. Спектакль в постановке выпускника Щукинского училища Владимира Иванова обрек на успех не только запутанный сюжет, но и непредсказуемая игра актеров. Спектакль изобилует комичными ситуациями. Персонажи падают на ровном месте, прячутся за портьерами и под столы, меняют походку и даже падают в обморок. Одним словом – весь набор водевильных штампов. Каждый из героев ставит свою цель и в итоге добивается для себя счастья. В финале пьесы одновременно происходит три свадьбы персонажей.

Среди поклонников театра оказалось немало зрителей, которые посчитали постановку Владимира Иванова добротной, но скучноватой. Оказалось, что легкий жанр оперетты в постановке довольно труден. В своих отзывах зрители отмечают, что актрисы виляют задом, неестественно хохочут, пучат глаза и громко кричат. Шутки не всегда смешные, а иногда даже вульгарные. Некоторые театралы считают, что в данной постановке слишком много всего: стервозности, невинности, плаксивости и даже тупости.

В постановке почти отсутствует оригинальная авторская музыка Эрве, ее заменил французский шансон. Этот факт также нашел много нареканий зрителей. По словам режиссера, он убрал из спектакля «невыигрышные» номера и заменил их мелодиями французских композиторов, чтобы сделать оперетту более легкой и воздушной. К большому сожалению, это изменило общее настроение истории, ее очарование.

Много споров вызвал у театральных критиков образ полковника Альфреда Шато Жибюса. Особую комичность ему придал рыжий парик, картавый выговор и кавалерийская походка. В сложном образе чувствуется какая-то неловкость.

«Хит продаж»

Несмотря на противоречивость мнений и все недостатки, поклонников у спектакля сегодня гораздо больше. Постановка, которая продолжается с двумя антрактами 3 часа 50 минут, не перестает собирать полный зал. Зрители хохочут и хлопают.

Спектакль рассчитан на зрителей старше 16 лет и остается «хитом продаж» театра. Билеты можно приобрести как в театральной кассе, так и через интернет, не выходя из дома, чтобы вскоре насладиться ироничной и заразительной опереттой «Мадемуазень Нитуш» в исполнении актеров театра имени Евгения Вахтангова. Журнал «Театрал» удостоил вахтанговцев престижной награды за самую коммерчески успешную постановку, которая собирает аншлаги на протяжении многих лет.

Оценить игру артистов и оценить их живые голоса можно, только побывав на этом добром, смешном спектакле в постановке именитого театра. Хочется пожелать вахтанговцам дальнейшего процветания и новых работ.