Стартовые условия

Когда над городом или затерянном в тайге поселке пролетает самолет, люди обязательно посмотрят в небо. За несколько поколения российское население привыкло к таким картинкам. Многие до сих пор считают, что на высоте десять тысяч метров летают машины отечественного производства. До недавнего времени так это и было. Однако в последние два десятилетия многие авиационные заводы в нашей стране прекратили свое существование. Знаменитый самолет Як-40, предназначенный для местных авиалиний, уже давно не производится.

Конструктор этого самолета и других машин Александр Яковлев появился на свет 1 апреля 1906 года в семье служащего. Родители проживали в Москве. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его записали в гимназию. Как раз в это время началась первая мировая война. Затем грянула революция и гражданская война. Александр не участвовал в этих грандиозных событиях, однако наблюдал за происходящими событиями. В гимназии его любимыми предметами были история и литература.

Путь под облака  

Когда в стране утвердилась Советская власть, лидеры коммунистического строительства сделали ставку на молодежь. Многие сверстники Александра Яковлева увлеклись техникой. Одни взялись изобретать автомобили, другие - корабли, третьи - самолеты. Саша тоже не отставал от друзей. На тот момент интерес молодых людей сконцентрировался на моделировании летающих моделей. Когда Яковлеву едва исполнилось пятнадцать лет, он сконструировал и собрал действующую модель планера. Размах крыльев модели составлял два метра. Испытания успешно прошли на площадке около школы.

Подросток и сам не ожидал такого результата. Первый успех, что называется, окрылил его. Александр начал предметно интересоваться технологией производства самолетов. Следующим реальным шагом стал авиамодельный кружок, который он создал в школе. Далее события развивались по нарастающей траектории. Летом 1924 года Яковлев по собственным чертежам собрал планер и отправился с ни на соревнование в Крым. Здесь в окрестностях Коктебеля состоялись первые в СССР соревнования планеристов. Планер оказался не хуже прочих, представленных участниками. Интересно отметить, что в соревнованиях участвовал и Сергей Павлович Королев, будущий основоположник отечественной космонавтике. 

На боевом посту

Когда подошел возраст, Яковлев добровольно пошел в армию. Служил в Военно-воздушной академии. С желанием занимался обслуживанием и ремонтом самолетов. Параллельно с несением службы, Александр занимался конструированием очередного самолета. В 1927 году по его чертежам собрали опытный образец машины АИР-1. С этого момента Яковлеву выделили средства на создание конструкторского бюро. В начале 30-х годов в КБ Яковлева создали знаменитый самолет ЯК-12. В обиходе эту модель называли крылатым автомобилем. На испытании этого «автомобиля» присутствовал товарищ Сталин.

Когда началась война, все усилия инженеров и рабочих были направлены на создание полноценной боевой машины. К 1943 году на фронт поступили истребители ЯК-3. Затем усовершенствованные экземпляры. После Победы Яковлев плотно работал на созданием реактивного истребителя. В небе над Советской страной летали десятки тысяч машин, созданных выдающимся конструктором. Сегодня места в воздушном пространстве для них нет. Александр Сергеевич Яковлев скончался в августе 1989 года.