1. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Бессмертное творение итальянского художника можно назвать одной из самых загадочных и обсуждаемых картин в истории живописи. Кроме того, этому произведению искусства принадлежит рекорд по страховой стоимости. В 1962 году она составляла 100 миллионов долларов, что с учетом инфляции в настоящее время соответствует сумме в 650 миллионов.

На картине изображена дворянка Лиза Джерардини — супруга итальянского торговца Франческо дель Джоконодо. По одной из версий, именно он заказал портрет жены у Леонардо да Винчи. Предположительно, великий художник начал работать над ним в 1503 году. Поскольку он не закончил картину в оговоренные сроки, ему за нее не заплатили. «Мона Лиза» долгие годы путешествовала вместе со своим создателем, который несколько раз возвращался к ее написанию. В 1518 году портрет приобрел король Франции Франциск I, и с тех пор он считается собственностью этой страны. С 1797 живописный шедевр выставляется в Лувре.

Росту популярности «Моны Лизы» способствовала ее кража, совершенная в 1911. Вором оказался один из сотрудников музея. Картина была возвращена в Лувр только в 1914 году, когда похититель пытался продать ее в галерею Уффици во Флоренции. С тех пор шедевр Леонардо да Винчи неизменно привлекает внимание миллионов людей, стремящихся посетить Лувр, чтобы своими глазами увидеть завораживающиее сочетание красоты и простоты, а также полюбоваться загадочной улыбкой Джоконды.

2. Потолок Сикстинской капеллы

Микеланджело, еще один итальянский гений эпохи Возрождения, посвятил росписи потолка Сикстинской капеллы 4 года. Это непримечательное с виду строение расположено на территории Ватикана. Масштабную работу заказал художнику Папа Римский Юлий II. Он предложил Микеланджело изобразить сцены из Ветхого завета, но тот сделал выбор в пользу Нового завета, где присутствовало разнообразие персонажей и драматических сцен.

Во время исполнения заказа художнику пришлось нелегко. Из-за неудобной позиции он постоянно страдал от боли в шее. Зато готовая работа, представленная в 1512 году, настолько поразила воображение его современников, что мастера тотчас окрестили «божественным Микеланджело».

Наиболее известна центральная фреска — «Сотворение Адама», а неуловимое прикосновение рук между человеком и Богом является культовым и использовалось в мировой культуре бесчисленное количество раз.

3. «Венера Милосская»

Легендарная скульптура, изображающая богиню любви Афродиту, была найдена в 1820 году на острове Милос в Эгейском море. Примечательно, что  у статуи в момент обнаружения имелась левая рука, в ладони которой лежало яблоко. Она лишилась этой части тела в результате конфликта французов, нашедших шедевр, и местных жителей. По мнению искусствоведов, период ее создания — 130-100 года до нашей эры. На постаменте, найденном вместе со статуей, был указан автор «Венеры Милосской» — Александр Антиохийский.

Скульптура изготовлена из белого мрамора, она немного больше реальных размеров (высотой 2,03 м). Французский король Людовик XVIII приобрел ее в 1821 году для личной коллекции. С тех пор «Венера Милосская» получила постоянную прописку в этой стране и в настоящее время полюбоваться ей могут посетители Лувра.

4. «Терракотовая армия» в Китае

Уникальное произведение искусства представляет собой более 8000 статуй китайских воинов и их лошадей в натуральную величину. Оно располагается рядом с некрополем императора династии Цинь в городе Сиань. Китайский правитель Цинь Шихуанди ушел в мир иной в 210 году до нашей эры. Вместе с ним были погребены его драгоценности, 48 наложниц и керамические статуи воинов, которые служили подтверждением властных амбиций императора в потустороннем мире.

Захоронение обнаружили только в 1974 году при бурении артезианской скважины. Раскопки ведутся и в настоящее время. По оценкам исследователей, «Терракотовая армия» включает статуи 8000 тысяч воинов, 520 лошадей и 150 кавалерийских лошадей, а также 130 бронзовых колесниц. Примечательно, что каждая человеческая скульптура имеет свои особенности, индивидуальные черты лица. Кроме того, солдаты «Терракотовой армии» различаются между собой видом вооружения, воинским чином. Вес одной человеческой статуи — 130 кг, а лошади — 200 кг.

5. «Давид» Микеладнжело

Наряду с «Венерой Милосской», представляющей эталон женского скульптурного изображения, настоящей одой мужскому телу является статуя, изображающая библейского царя Давида. Микеланджело работал над ней в период 1501–1504 годов. Статуя была создана по заказу Флорентийской республики. Мраморное изваяние высотой 5,17 м занимало центральное место на площади Синьории перед палаццо Веккьо, где проходили важнейшие политические события.

По замыслу скульптора Давид показан в момент подготовки к бою с Голиафом. Его поза, напряженные мышцы, суровое выражение лица — все говорит о максимальной сосредоточенности героя. С 1873 года уникальная статуя хранится в Академии изящных искусств во Флоренции, чтобы защитить ее от пагубного воздействия природных факторов. Спустя почти 30 лет после переезда прежнее место оригинала возле палаццо Веккьо заняла копия.

6. «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

Эта картина итальянского мастера Сандро Боттичелли также относится к числу самых  воспроизводимых изображений в мире. Создавалась в период 1485–1487 годов. Специалисты по искусству склоняются к версии, что она была написана по заказу семьи Медичи. Живописное полотно иллюстрирует момент рождения богини любви Венеры (Афродиты), появившейся из морской пены. До суши ей помогают добраться ветер Зефир и его супруга богиня Флора. На берегу Венеру уже ждет одна из Граций — богинь веселья и привлекательности. Увидеть «Рождение Венеры» воочию можно в Галерее Уффици во Флоренции.

7. «Мыслитель» Огюста Родена

Скульптор Огюст Роден изначально планировал сделать «Мыслителя» частью другой, более масштабной работы «Врата ада». Статуя должна была изображать Данте, автора «Божественной комедии», задумчиво наблюдающего за кругами ада. Позднее Роден заменил образ великого итальянского поэта собирательным образом творца. Вдохновением для него послужила скульптура Лоренцо Медичи, созданная Микеланджело. Высота «Мыслителя» составляет 1,81 м, оригинал представлен в Музее Родена в Париже. Также в мире существует около 20 копий, которые находятся в Австралии, США, Аргентине, Европе.

8. «Звездная ночь» Винсента Ван Гога

«Звездная ночь» — самая известная работа голландского художника и яркого представителя постимпрессионизма Винсента Ван Гога. Он создал ее в 1889 году буквально за один день. На картине изображен вид на деревню Сен-Реми, который художник воспроизвел по памяти, находясь неподалеку от этого места в больнице для душевнобольных. «Звездная ночь» относится к серии ночных видов, состоящей из нескольких работ Ван Гога. В частности, она отчетливо перекликается с картиной «Звездная ночь над Роной».

Как известно, слава и признание пришли к великому художнику только после смерти. «Звездная ночь» досталась в наследство брату Винсента, а затем перешла к его вдове. Около 40 лет картина кочевала по частным коллекциям, пока в 1941 ее не приобрел Музей современного искусства в Нью-Йорке.

9. «Крик» Эдварда Мунка

Норвежский экспрессионист Эдвард Мунк создал при жизни 4 версии своего шедевра. Одна из них в 2012 году была продана за 120 миллионов долларов американскому коллекционеру Леону Блэку. На картине изображен неприметный пейзаж, в центре которого находится кричащая фигура, символизирующая, по замыслу автора, страдания современной жизни. Первую версию «Крика» Мунк создал в 1893 году, однако наибольшую известность получил второй вариант картины, который в настоящее время представлен в Национальном музее в столице Норвегии.

Узнаваемый образ из самой знаменитой работы Мунка приобрел во второй половине 20 века статус культового. Им вдохновлялись современные художники, он использовался в рекламе, кино, комиксах, мультипликации, телесериалах. Даже маска из одноименного фильма ужасов «Крик» создана на основе главного персонажа картины.

10. «Герника» Пабло Пикассо

Картина, выполненная в черно-белой гамме, является известнейшим образцом кубизма в изобразительном искусстве. В 1937 эта работа Пикассо вызвала неоднозначную реакцию публики на Всемирной выставке в Париже. Зрители не оценили своеобразную форму передачи ужасов бомбардировки Герники — испанского города, который подвергся нападению немецкого «Легиона Кондор» в ходе гражданской войны в стране.

Картина имеет впечатляющие размеры — 7,7×3,5 м. На ней можно увидеть раненых солдат, погибших мирных жителей, лошадь в агонии, а также голову быка, безразлично взирающего на происходящее. По мнению искусствоведов, этот персонаж задумывался Пикассо, как олицетворение мирового зла (в частности — фашизма). Как бы то ни было, «Герника» по праву считается мощнейшим антивоенным произведением искусства. С 1992 года она хранится в Музее королевы Софии в Мадриде.