Для начала необходимо знать произведения из школьной программы – основные сочинения классиков русской литературы: Толстого, Достоевского, Гоголя, Булгакова и др. Отдельно стоит перечислить работы зарубежных писателей. Во многих российских школах акцент делается на изучении отечественных авторов и подготовке к ЕГЭ. Иностранная литература изучается недостаточно. Между тем ко времени окончания школы подростку следовало бы прочесть некоторые пьесы Шекспира, Мольера, Бомарше, «Одиссею» Гомера, «Фауста» Гёте, «Вильгельма Телля» Шиллера, «Путешествия Лемюэля Гулливера» Свифта, «Робинзона Крузо» Дефо, «Трех мушкетеров» Дюма, «Дон Кихота» Сервантеса, «Портрет Дориана Грея» Уальда, «Маленького принца» Сент-Экзюпери, избранные произведения Стивенсона, Гюго, Гофмана, Диккенса, Хемингуэя, Ремарка, Моэма, О.Генри, Джека Лондона, Конан Дойля, Борхеса. Список неполон – сориентироваться помогут хрестоматии. Что касается зарубежной поэзии, выпускник обязан знать Байрона, Рильке, Рембо, Бодлера, Мицкевича, Омара Хайяма, Басё.

Далее нужно перечислить работы, которые должен знать любой образованный взрослый человек. Поскольку речь идет о шедеврах мировой литературы, проще классифицировать по странам. Ознакомиться необходимо со следующими произведениями.

• Из американской литературы: рассказы «отца американской литературы» В.Ирвинга, «Песнь о Гайавате» и другие поэмы Лонгфелло, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, романы Купера, рассказы Э.По, «Вино из одуванчиков» и «Марсианские хроники» Брэдбери, «По ком звонит колокол» Хемингуэя, работы Фитцджеральда, Стейнбека, Керуака.


• Из ирландской: «Улисс» Джойса.

• Из английской: пьесы Шекспира, «Кентерберийские рассказы» Чосера, «Утопия» Мора, «Айвенго» Скотта, «Джейн Эйр» Ш.Бронте, «Грозовой перевал» Э.Бронте, «Гордость и предубеждение» Остин, «Ярмарка тщеславия» Теккерея, «1984» Оруэлла, «Собственник» Голсуорси, «Дэвид Копперфилд» Диккенса, «Повелитель мух» Голдинга», «О дивный новый мир» Хаксли, «Пигмалион» Шоу, «Машина времени» Уэллса, «Миссис Дэллоуэй» Вулф, поэзия Байрона и Бёрнса.

• Из немецкой: вышеупомянутый «Фауст» и «Страдания юного Вертера» Гёте», поэзия и драматургия Шиллера, «Похождения Симплициссимуса» Гриммельсгаузена, поэзия «немецких романтиков» (главным образом Тика, Новалиса, Шлегеля), «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана, «Будденброки» Т.Манна, Степной волк» и «Игра в бисер» Гессе, пьесы Брехта, «Еврей Зюсс» Фейхтвангера.

• Из австрийской: «Замок» и «Превращение» Кафки, «Смятение чувств» Цвейга.

• Из французской: «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, творчество Шатобриана, «Кандид, или оптимизм» Вольтера, «Граф Монте-Кристо» Дюма, «Отверженные» и «Собор Парижской Богоматери» Гюго, «Евгения Гранде» Бальзака, эпопея «В поисках утраченного времени» Пруста или, по крайней мере, первый ее том «По направлению к Свану», «Нана» Золя, «Фальшивомонетчики» Жида, «Посторонний» Камю, «Тошнота» Сартра, «Наоборот» Гюисманса, поэзия Бодлера, Рембо, Верлена, Малларме.

• Из итальянской: «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо, «Неистовый Роланд» Ариосто, «Имя розы» Эко, поэзия Петрарки

• Из испанской: «Собака на сене» Лопе де Вега, пьесы Кальдерона, Аларкона, поэзия Лорки.

• Из шведской: пьесы Стриндберга, «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» Лагерлёф.

• Из датской: «Дневник обольстителя» Кьеркегора, «Пелле-завоеватель» Андерсена-Нексё.

• Из норвежской: пьесы Г.Ибсена, «Кристин, дочь Лавранса» Унсет.

• Из японской: новеллы Акутагавы, произведения Кобо Абэ, Юкио Мисима, «Записки у изголовья» Сей Сёнагон, классическая поэзия.

• Из китайской: «Подлинная история А-Кью» основателя современной китайской литературы Лу Синя, поэзия Ли Бо.

• Из сербской: «Хазарский словарь» Павича.

• Из польской: «Quo vadis» и трилогию «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыевский» Сенкевича.

• Из чешской: «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека, рассказы К. Чапека, «Невыносимая легкость бытия» Кундеры.

• Из ближневосточной: поэзия величайших персидских поэтов Фирдоуси, Низами.