Совет 1: Какие шедевры мировой художественной литературы нужно знать всем

Сложно составить список шедевров мировой литературы, которые необходимо знать всем, поскольку таких выдающихся сочинений – огромное количество. И все же среди них можно выделить ряд произведений на все времена, без которых современному человеку никак нельзя обойтись.
Какие шедевры мировой художественной литературы нужно знать всем

Для начала необходимо знать произведения из школьной программы – основные сочинения классиков русской литературы: Толстого, Достоевского, Гоголя, Булгакова и др. Отдельно стоит перечислить работы зарубежных писателей. Во многих российских школах акцент делается на изучении отечественных авторов и подготовке к ЕГЭ. Иностранная литература изучается недостаточно. Между тем ко времени окончания школы подростку следовало бы прочесть некоторые пьесы Шекспира, Мольера, Бомарше, «Одиссею» Гомера, «Фауста» Гёте, «Вильгельма Телля» Шиллера, «Путешествия Лемюэля Гулливера» Свифта, «Робинзона Крузо» Дефо, «Трех мушкетеров» Дюма, «Дон Кихота» Сервантеса, «Портрет Дориана Грея» Уальда, «Маленького принца» Сент-Экзюпери, избранные произведения Стивенсона, Гюго, Гофмана, Диккенса, Хемингуэя, Ремарка, Моэма, О.Генри, Джека Лондона, Конан Дойля, Борхеса. Список неполон – сориентироваться помогут хрестоматии. Что касается зарубежной поэзии, выпускник обязан знать Байрона, Рильке, Рембо, Бодлера, Мицкевича, Омара Хайяма, Басё.

Далее нужно перечислить работы, которые должен знать любой образованный взрослый человек. Поскольку речь идет о шедеврах мировой литературы, проще классифицировать по странам. Ознакомиться необходимо со следующими произведениями.

• Из американской литературы: рассказы «отца американской литературы» В.Ирвинга, «Песнь о Гайавате» и другие поэмы Лонгфелло, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, романы Купера, рассказы Э.По, «Вино из одуванчиков» и «Марсианские хроники» Брэдбери, «По ком звонит колокол» Хемингуэя, работы Фитцджеральда, Стейнбека, Керуака.

• Из ирландской: «Улисс» Джойса.

• Из английской: пьесы Шекспира, «Кентерберийские рассказы» Чосера, «Утопия» Мора, «Айвенго» Скотта, «Джейн Эйр» Ш.Бронте, «Грозовой перевал» Э.Бронте, «Гордость и предубеждение» Остин, «Ярмарка тщеславия» Теккерея, «1984» Оруэлла, «Собственник» Голсуорси, «Дэвид Копперфилд» Диккенса, «Повелитель мух» Голдинга», «О дивный новый мир» Хаксли, «Пигмалион» Шоу, «Машина времени» Уэллса, «Миссис Дэллоуэй» Вулф, поэзия Байрона и Бёрнса.

• Из немецкой: вышеупомянутый «Фауст» и «Страдания юного Вертера» Гёте», поэзия и драматургия Шиллера, «Похождения Симплициссимуса» Гриммельсгаузена, поэзия «немецких романтиков» (главным образом Тика, Новалиса, Шлегеля), «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана, «Будденброки» Т.Манна, Степной волк» и «Игра в бисер» Гессе, пьесы Брехта, «Еврей Зюсс» Фейхтвангера.

• Из австрийской: «Замок» и «Превращение» Кафки, «Смятение чувств» Цвейга.

• Из французской: «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, творчество Шатобриана, «Кандид, или оптимизм» Вольтера, «Граф Монте-Кристо» Дюма, «Отверженные» и «Собор Парижской Богоматери» Гюго, «Евгения Гранде» Бальзака, эпопея «В поисках утраченного времени» Пруста или, по крайней мере, первый ее том «По направлению к Свану», «Нана» Золя, «Фальшивомонетчики» Жида, «Посторонний» Камю, «Тошнота» Сартра, «Наоборот» Гюисманса, поэзия Бодлера, Рембо, Верлена, Малларме.

• Из итальянской: «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо, «Неистовый Роланд» Ариосто, «Имя розы» Эко, поэзия Петрарки

• Из испанской: «Собака на сене» Лопе де Вега, пьесы Кальдерона, Аларкона, поэзия Лорки.

• Из шведской: пьесы Стриндберга, «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» Лагерлёф.

• Из датской: «Дневник обольстителя» Кьеркегора, «Пелле-завоеватель» Андерсена-Нексё.

• Из норвежской: пьесы Г.Ибсена, «Кристин, дочь Лавранса» Унсет.

• Из японской: новеллы Акутагавы, произведения Кобо Абэ, Юкио Мисима, «Записки у изголовья» Сей Сёнагон, классическая поэзия.

• Из китайской: «Подлинная история А-Кью» основателя современной китайской литературы Лу Синя, поэзия Ли Бо.

• Из сербской: «Хазарский словарь» Павича.

• Из польской: «Quo vadis» и трилогию «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыевский» Сенкевича.

• Из чешской: «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека, рассказы К. Чапека, «Невыносимая легкость бытия» Кундеры.

• Из ближневосточной: поэзия величайших персидских поэтов Фирдоуси, Низами.

10 величайших произведений искусства
Связанная статья
10 величайших произведений искусства
Источники:
  • шедевры литературы

Совет 2 : Какие книги иностранных авторов следует прочесть

Список достойных иностранных книг бесконечно велик и, конечно, для каждого свой. Здесь представлены только некоторые произведения, заслуживающие внимания и оставившие свой след в истории литературы.
Какие книги иностранных авторов следует прочесть

Классическая литература

1. Данте Алигьери «Божественная комедия» — произведение вобрало в себя лучшее от эпох Средневековья и Ренессанса. Любовная поэма и гимн человеческому смирению и достоинству.

2. Сэй Сёнагон «Записки у изголовья» — камеристка японской императрицы писала эти заметки для собственного удовольствия, она и предположить не могла, что спустя десять веков они не утратят своей ценности. Эта книга – собрание тонких наблюдений, зарисовок, отрывков дневника. По изысканности литературной формы и точности «Записки» являются жемчужиной средневековой литературы.

3. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» — роман, вызвавший противоречивую оценку современников, прекрасно раскрывает тему нарциссизма. Талантливый художник пишет портрет прекрасного, но порочного юноши, не желающего стареть. Желание воплощается, и портрет начинает стареть вместо него.

4. Джейн Остин «Гордость и предубеждение» — несмотря на то, что книга является любовным романом, типичной ее не назовешь. С большой наблюдательностью подмечены нравы и недостатки общества того времени. Непростая история любви Элизабет Беннет и Мистера Дарси одна из самых удивительных в мировой литературе.

5. Гюстав Флобер «Госпожа Бовари» — автор длительное время работал над произведением, в результате все характеры прописаны с особой тщательностью, а образ главной героини, далеко не положительного персонажа, наглядно показывает, как неумеренность желаний и безнравственность разрушительно действует на человека.
Считается, что у героини романа, Эммы Бовари, есть реальный прототип - Дельфина Деламар, знакомая матери писателя, история которой практически идентична описанной Флобером. Однако, автор неоднократно утверждал, что это не так.

Иностранная литература ХХ века

1. Эрих Мария Ремарк «Три товарища» — книга получилась очень живой, близкой читателю. Это произведение о самых обыкновенных людях, живущих в непростое послевоенное время разрухи и безработицы, которые, пройдя ужасы войны, не разучились радоваться, любить и помогать друг другу даже в ущерб себе.

2. Дж.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» — история, рассказанная от лица обычного подростка, ставшая символом нонконформизма и чистоты для целого поколения. Простая и честная книга о проблемах маленького человека во взрослом мире.

3. Джордж Оруэлл «1984» — одно из самых известных произведений-антиутопий. Общество изображается подавленным тоталитарным строем, пронизанным страхом и ненавистью, все находится под контролем и постоянным наблюдением. Но всегда находится хотя бы один человек, решающий бросить вызов сложившейся системе…
Очень многие черты тоталитарного общества были позаимствованы из примера нацистской Германии, а также из реалий Советского Союза во времена диктатуры Сталина.

4. Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом» — первая книга автора, вызвавшая много шума и ставшая одной из культовых в среде битников и хиппи. Четко изображенная грань между здравомыслием и безумием, резкий, местами грубый стиль повествования. Книга о борьбе за возможность мыслить и оставаться собой.

5. Джон Фаулз «Волхв» — причудливое сочетание мистики и реализма, сохраняющаяся до конца интрига. В романе на затерянном острове Греции загадочный «доктор» ставит жестокие психологические опыты на людях, подвергая их воздействию различных сильных эмоций. Сцены эротического характера, описанные автором, считаются одними из самых лучших отображений плотской любви во второй половине ХХ века.
Видео по теме

Совет 3 : Какую почитать захватывающую книгу про приключения

Жанр приключенческого романа родился в середине XIX века. Белых пятен на карте мира было уже не так много, чтобы препятствовать путешествиям, но все же достаточно, чтобы будоражить воображение ученых и писателей. Приключенческий или авантюрный роман был предназначен для того, чтобы развлечь читателя, увести его от скучных будней в иной удивительный мир, научить мечтать.
Какую почитать захватывающую книгу про приключения
Сегодня написанные классиками приключенческого жанра романы могут показаться несколько наивными, но не стоит забывать, что многие из них, например, «Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсона или «Дети капитана Гранта» Жюля Верна изначально печатались в журналах для юношества.

Несмотря на то что сегодня чисто приключенческий жанр уступил место детективу, фантастике и фэнтези, он не теряет своих позиций классической литературы. Приключенческие романы подразделялись на романы о пиратах, о поисках сокровищ, о необитаемых островах, об индейцах, на колониальные романы и романы плаща и шпаги. О невероятных путешествиях и приключениях писали Жюль Верн, Райдер Хаггард, Луи Буссенар, Майн Рид, Роберт Л. Стивенсон.

«Наследник из Калькутты»

Роман Роберта Штильмарка «Наследник из Калькутты» переносит читателя в конец эпохи великих географических открытий, во время наивысшего господства Англии как колониальной империи. Захватывающий сюжет повествует о пиратском капитане Бернадито, который захватывает в Индийском океане судно с английским аристократом лордом Райлендом и его невестой. Бросив лорда Райленда на необитаемом острове, пират под его личиной возвращается в Англию. Эти события, которых с лихвой хватило бы на целый роман, являются только завязкой основного повествования.

Р. Штильмарк писал свое произведение в лагере, на строительстве железной дороги Салехард-Игарка, зная, что старший нарядчик ждал завершения романа, чтобы убить писателя и присвоить роман себе. Однако Штильмарк смог добиться освобождения и издания своего произведения в серии «Библиотека приключений и научной фантастики», после чего роман стал бестселлером.

«Белый ягуар, вождь араваков»

Польский писатель Аркадий Фидлер изучал в университете естествознание, что позволило ему в составе экспедиций повидать самые экзотические уголки земного шара. Все впечатления и полученные знания он переносил на страницы своих книг, высоко оцененных литературными премиями и правительственными наградами.

Роман «Белый ягуар, вождь араваков» является трилогией, в которой потомок польских переселенцев бежит из Северной Америки и волею случая оказывается на необитаемом острове Карибского моря. Пережив свою робинзонаду, герой попадает к южноамериканским индейцам-аравакам. Молодой американец становится вождем племени, искренне полюбив этот народ, и возглавляет борьбу против испанских завоевателей.

В настоящее время захватывающая интрига приключенческого романа ясно проглядывает из остросюжетных криптографических произведений Дэна Брауна, из серии Бориса Акунина про Эраста Фандорина, из фэнтезийных эпиков Робин Хобб. Открывая книгу, люди не перестают мечтать и фантазировать о несбыточном.

Совет 4 : Книги, которые стоит прочитать на смартфоне во время путешествия

Путешествия – это прекрасный шанс для прочтения очередной интересной книги. Однако, не всегда есть возможность взять с собой любимый литературный шедевр в традиционном бумажном виде. Печатные книги занимают много места, имеют заметный вес, к тому же и стоят зачастую достаточно дорого. Хорошо, что сейчас можно позволить себе читать увлекательные произведения на мобильном устройстве с большим экраном.
Книги, которые стоит прочитать на смартфоне во время путешествия

Наиболее целесообразно начать длительное путешествие из следующих литературных произведений:

1. "Старик и море" Эрнеста Хемингуэя. Школьная программа, книга, известная читателям с детства, произведение, которое стоит прочитать несколько раз. Интересная и поучительная повесть, которую каждый понимает по-своему. История о борьбе, силе воли, жизненных трудностях, победителях и побежденных.

2. "Колхоз животных" Джорджа Оруэлла. Антиутопия, которая перевернет подсознание вверх тормашками и затронет самые отдаленные уголки души. Великие мысли на минимальном количестве страниц. Огромная аллегория, с которой стоит познакомиться каждому.

3. "Вокруг света за 80 дней" Жюля Верна. История для путешествующих о путешествующих.Читается на одном дыхании и позволяет с головой окунуться в интересный мир впечатляющих путешествий. Вызывает незабываемые впечатления и неподдельные эмоции, поэтому понравится и взрослым, и детям.

4. "Дублинцы" Джеймса Джойса. Очередной поток сознания от известного автора. Необычная манера написания и интересные сюжеты остроумных рассказов – это и есть настоящий секрет успеха. Истории из жизни с интересными перепетии сюжетов – то, что предлагает своим читателям экстравагантный писатель.

5. "Путеводитель по галактике" Дугласа Адамса. Идеальный вариант для тех, кто любит фантастику. Целая серия оригинальных по подаче и смысловым наполнением рассказов. Подойдет даже для самой длиной поездки, поскольку состоит из пяти основных книг. Понравится любителям качественного кинематографа и видеоигр, поскольку была экранизирована и "внедрена" в среду гейминга.

Совет полезен?
Поиск
Комментарии 1
Гость
написал
Снега высоких гор.
Как купала небес.
Вершины их белы.
Да красота суровых скал манит.
И голову кружит обрывов высота.
И у подножья гор зеленые луда.
Там дикие стада Архаров.
На них взирает хищник снежный барс.
И высоко над горными вершинами.
Парят орлы.
Осталось символов: 500