О программе PIAAC

Международный проект PIAAC (The Programme for the International Assessment for Adult Competencies) начал свою работу в 2008 году. Он был создан при содействии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Цель программы – сбор информации, формирующей представление о распределении уровня знаний и компетенций среди взрослого населения страны. Эти данные помогают органам власти в дальнейшем планировать стратегию развития трудовых ресурсов.

В 2013 году исследование проводило оценку по нескольким компетенциям:

  • навыки чтения;
  • уровень знаний по математике;
  • знание технологически насыщенной среды (интернет, цифровые технологии, средства коммуникации).

Тестирование проходило в два этапа – заполнение анкеты и решение тестовых задач. Анкета включала в себя вопросы о возрасте, образовании, трудовой занятости респондента. Учитывая, что не все умеют пользоваться компьютером, участникам предлагался также бумажный вариант заданий.

Результаты программы направлены на решение целого ряда задач:

  • оценка различий в знаниях и навыках по возрастным категориям в рамках одной страны;
  • сравнительный анализ всех стран, принявших участие;
  • установление зависимости между уровнем компетенции людей и их социально-экономическими достижениями в обществе;
  • анализ эффективности отдельно взятой системы образования для формирования ключевых навыков;
  • поиск эффективных механизмов для обучения и успешной трудовой деятельности на протяжении всей жизни;
  • корректировка образовательной программы с учетом выявленных проблем в знаниях и навыках населения, а также организация дополнительного обучения на рабочих местах.

Особенности проведения PIAAC в России в 2013 году

До 2013 года в России последний раз подобные исследования проводили в середине 90-х. Всего участниками PIAAC стали 24 государства, причем 22 из них являются членами ОЭСР. Только Россия и Кипр не входят в ее состав. В нашей стране реализацией программы занимался Институт образования НИУ ВШЭ совместно с Центром фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Активную поддержку проекту оказало Министерство образования и науки РФ.

Общее число людей, прошедших международное тестирование, составило 157 тысяч человек, возрастная категория 16-65 лет. Согласно регламенту от каждой страны принимало участие по 5000 человек, выбранных случайным образом.

Поскольку Россия не входит в состав ОЭСР, в официальный итоговый отчет она не вошла. Результаты по нашей стране были представлены в техническом отчете. Правда, с реализацией программы далеко не все прошло гладко.

 Недовольство российских экспертов вызвало исключение из числа респондентов жителей Москвы и Московской области, как наиболее образованной и грамотной части населения. А в международном отчете эксперты PIAAC высказали подозрения по поводу фальсификации большого объема информации из России. Это могло стать следствием отказа нашей страны от автоматизированного анализа данных, который был рекомендован всем участникам для повышения точности и достоверности. Как следствие, статистическая погрешность российских результатов в 5 раз превысила аналогичный показатель в других странах.

Результаты PIAAC за 2013 год: в России женщины умнее

Российские участники показали достойные результаты при оценке навыков чтения, их средний балл (275) даже превысил итоговое среднее значение – 273. Лидерами этого рейтинга стали Нидерланды (284), Финляндия (288) и Япония (296). Кстати, японцы и финны заняли первое и второе места и по уровню математической грамотности. Они набрали 288 и 282 балла соответственно. На третьем месте оказалась Бельгия (280). А россияне показали результат 270, что приближено к общему среднему баллу – 269.

Оценка уровня владения компьютером, проводимая в третьем тестовом задании, имела для отечественных экспертов особое значение. И без статистических исследований в России четко прослеживается проблема с компьютерной грамотностью. Впрочем, результаты тестирования подтвердили, что категория таких граждан составляет 48,5% из числа взрослого населения страны. Причем минимальные навыки владения компьютером есть у 40,5% респондентов, а высоким уровнем знаний в этой области могут похвастаться только 25,9% участников.

Неожиданный сюрприз экспертам преподнесли российские женщины. Они обогнали мужчин во всех трех видах тестирования. По навыкам чтения россиянки получили 282 балла, а представители сильного пола – 278. В математике женщины добились минимального преимущества – 275 против 274. Знание компьютерной грамотности вновь осталось за дамами – 285 против 281. Можно сказать, что ученые опытным путем доказали интеллектуальное преимущество российских женщин над мужчинами.

Среди других результатов исследования эксперты отметили провал показателей тестов у респондентов в возрасте 30-34 года, что наводит на грустные мысли о качестве образования во времена перестройки и правления Ельцина. Но в целом, специалисты назвали результаты обнадеживающими. Особенно, на фоне проведенной чуть ранее оценки знаний школьников в рамках проекта PISA.

В 2020 году в России пройдет предварительное тестирование по новой программе PIAAC, в нем примут участие 1500 человек. А в 2021 наша страна во второй раз присоединится к основному исследованию, итоги которого подведут в 2023 году.