Основатели одноименной сети ресторанов - братья Макдональдсы – начали свой бизнес в 1940 году. Открыв свое первое заведение, они существенно изменили традиционное для того времени меню. Из обычных 25 блюд остались только картофель фри, гамбургеры, чипсы, пирожки, кофе и молочные коктейли. Основная идея заключалась в увеличении объемов продаж за счет быстрого приготовления и обслуживания. Кроме того, было введено самообслуживание, модернизация кухонной зоны и существенное снижение цен.

Интересно, что в те годы в заведениях братьев Макдональдсов работали только мужчины, так как девушки воспринимались владельцами исключительно в качестве отвлекающего рабочий персонал источника. Ресторан «Макдональдс» очень быстро стал процветать из-за того, что основатели очень точно определили желания людей в военное и послевоенное время. А всемирно известный ныне логотип ресторанной сети появился в середине 50-х годов прошлого столетия.

Рэй Крок и «Макдональдс»

Менеджер продаж Рэй Крок долгие семнадцать лет занимался реализацией бумажных стаканчиков одной известной фирмы. Потом он решил основать собственный бизнес, перепрофилировавшись на продажи установок для производства мороженного. В новом начинании он не выдержал плотной конкуренции и прогорел. Как раз в то время, когда он путешествовал по стране в поисках реализации своего потенциала бизнесмена, до него дошла интересная информация о том, что один маленький ресторанчик заказал сразу десять установок для мороженного. Этот момент и стал определяющим в его ошеломительной карьере.

"Макдональдс" выбрал правильный путь развития

Узнав адрес этого заведения Рэй Крок, нисколько не задумываясь, на собственном автомобиле отправился в Калифорнию. Теперь «Макдональдс» ждали глобальные перемены.

Продажа франшиз

Придорожное кафе «Макдональдс» в маленьком Сан-Бернардино сразу же удивило Рэя своей одноразовой посудой, металлическими кухонными стойками, скромным меню, очень низкими ценами и быстрой системой обслуживания. После первого же общения с братьями Макдональдами опытный «продажник» сразу понял, что владельцы уникального заведения вовсе не желают серьезно расширяться и вообще ведут дела без привлечения инвесторов. Они продавали свою востребованную рынком франшизу за бросовые две с половиной тысячи долларов, совсем не интересуясь дальнейшей судьбой этих ресторанов и не требуя процента с прибыли.

Популярной франшизе суждено было завоевать весь мир

Быстро сообразив, как направить бизнес в нужное русло, Рэй согласовал с братьями Макдональдами новую систему продажи франшиз. Теперь схема взаимоотношений строилась на другом основании. Франшиза продавалась на двадцать лет за 950 долларов, причем предусматривался и процент с прибыли за использование бренда, логотипа и самой системы быстрого обслуживания, который делился между братьями-основателями и Кроком.

Несмотря на установившуюся в то время систему обращения франшиз, предусматривавшую лишь единовременное получение  денег за их продажу, Крок убедил Макдональдов, что можно обеспечить себе и постоянный доход, и распространение сети по всей стране. Причем он не стремился торговать франшизами на условиях их внедрения на больших территориях, а заключал сделку лишь с владельцами ресторанов, которые доказывали своей деятельностью, что им безопасно для репутации можно доверить свой бренд.

Рэй Крок очень ответственно отнесся к реализации масштабного проекта и внимательно следил за качеством закупаемой продукции ресторанами, вошедшими в сеть «Макдональдс». Он понимал, что крупным инвесторам не нравится покупать лицензию на отдельные заведения, а не на штат, например, тогда как предпринимателей с ограниченными финансами не устраивал двадцатилетний срок действия франшизы вместо бессрочных условий. Поэтому он набрался терпения и удовлетворился скромным результатом дебютного года в восемнадцать проданных франшиз.

Сэнфорд Агате и выкуп прав у братьев-основателей «Макдональдс»

История успеха ресторанной сети «Макдональдс» обязана счастливому случаю, когда Крок продал очередную франшизу журналисту Агате, скопившему определенную сумму и пожелавшему начать свой небольшой бизнес. Вновь рожденный бизнесмен решил открыть ресторан в городе Вокеган, для чего купил франшизу, оборудование и внес оплату на строительство. И вот в мае 1955 года этот небольшой ресторан открылся и, к удивлению многих людей, сразу же стал пользоваться огромной популярностью местного населения. Оглушительный успех был связан с ежемесячной прибылью заведения, равной тридцати тысячам долларов, что было совсем не характерно для этого вида деятельности. Вскоре Агате стал владельцем роскошного особняка и стал жить на широкую ногу.

Эта история быстро облетела почти всю страну и воодушевила многих предприимчивых людей, имеющих небольшие сбережения, пойти по опробованному пути. С этого времени Крок уже не имел недостатка в клиентах. Схема работала как часы и гарантировала владельцам франшизы окупаемость уже через полгода. Теперь условия по выполнению строгих стандартов сети «Макдональдс» стали выполняться всеми владельцами заведений неукоснительно.

Сеть ресторанов стремительно расширяется

В 1961 году братья-основатели «Макдональдс» согласились на уговоры Крока продать ему свой раскрученный бренд и право на единоличное управление франшизой. Логотип «М» был оценен в 2,7 миллионов долларов, для выкупа которого Рэю был необходим серьезный кредит. Благополучно разрешить данную ситуацию помог финансист ресторанной сети Гарри Зоннеборн, который после ряда неудач догадался получить в собственность все ресторанные земли и здания.

Гарри смог «нарисовать» на бумаге для кредиторов такой шикарный бизнес-план, в котором убедил их совершать вложения не на фаст-фуд, а в недвижимость. После получения необходимой суммы Крок быстро рассчитался с Макдональдами и двинулся развивать бизнес уже самостоятельно.

Дальнейшее развитие сети «Макдональдс»

В 1961 году бывший коммивояжер основал лабораторию «Университет гамбургера», которая и сегодня занимается тематическими исследованиями, одновременно производя и обучение ведущих менеджеров компании. В 60-х история «Макдональдс» стала связываться со знаменитым клоуном Рональдом, который сменил на этом посту Спиди. Именно этот персонаж так полюбился младшему поколению посетителей ресторанной сети.

В 70-е годы сеть «Макдональдс» стремительно развивалась, а доходы Крока, опубликованные «Форбс», достигли уровня 340 миллионов долларов. Однако владелец успешного бизнеса и не собирался останавливаться на достигнутом. А в 1984 году он умер. В настоящее время этой «ресторанной империей» управляет Джеймс Скиннер.

"Макдональдс" в Москве побил все рекорды посещаемости

История развития «Макдональдс» в нашей стране началась еще в 1976 году, когда в преддверии Олимпиады-80 в Москве Советский Союз тщетно пытался выкупить знаменитую франшизу. Тогда владельцы всемирной ресторанной сети объясняли свой отказ нестабильностью экономической и политической ситуации.

А первый отечественный «Макдональдс» на Пушкинской площади в Москве открылся в 1990 году. Тогда в его первый рабочий день перед дверями ресторана выстроились тридцать тысяч человек. Это до сих пор является абсолютным рекордом посещаемости данной ресторанной сети. В настоящее время в России уже действует множество ресторанов «Макдональдс», и число их регулярно продолжает расти.

Сегодня история этой легендарной сети ресторанов уже имеет за своими плечами массу интересных фактов, среди которых особенно следует выделить следующие.

- В 1970-х годах феминистки добились права работать в корпорации, однако их форма не отличается от мужской. Кроме того, женщинам запрещается носить украшения и делать макияж.

- Клоун Рональд и игрушка из обеда «Хэппи-Мил» - основная фишка заведения, направленная на привлечение детей.

- Если клиент не оговаривает размер порции, то ему по умолчанию выдается самая большая.

- Сеть ресторанов тринадцать раз подвергалась атакам террористов в Греции, Индии, Франции и других странах.

- Ресторан на Пушкинской площади (первый в России) – самый большой в Европе.

- Документальный фильм «Двойная порция», снятый Морганом Сперлоком, рассказывает о вреде быстрой и вкусной пищи.

- Международная сеть активно сотрудничает с Hummer и Disney.

- Все заведения предоставляют своим клиентам бесплатный Интернет.

- Рэй Крок играл на пианино, в 1974 году приобрел бейсбольную команду, а одного из своих лучших сотрудником назвал своим сыном.

- Вкус бик-мака ни сколько не изменился с тех времен, когда он приготовился впервые.

- Фред Тернер стал во главе корпорации после смерти Крока.