О нем говорили, что он обладает «особой породой с летучим намеком на душевный вывих». Его называли белокурой бестией, лучшим Людвигом за всю историю мирового кинематографа, цветком зла. Красота этого актера казалась восхитительной, но в то же время отталкивала. Он словно специально был создан для роли Людвига Второго в одноименном фильме и Мартина фон Эссенбека в артхаусной ленте «Гибель богов». И даже если бы Хельмута Бергера на самом деле не было, его стоило бы придумать!

Биография

Актер Хельмут Бергер появился на свет 29 мая 1944 года в Австрии. Правда, тогда его фамилия была несколько длиннее – Штайнбергер. Из маленького курортного городка под названием Бад-Ишль семья перебралась в Зальцбург. Здесь Хельмут учился в колледже, основанном монахами ордена францисканцев. Семья будущего актера занималась слишком уж приземленным делом – гостиничным бизнесом. Юного Бергера же привлекали красота, мода и беззаботная жизнь, так что продолжать дело отца молодой человек не собирался. В стремлении стать актером Хельмута поддерживала мать. Отец, напротив, считал актерское ремесло глупостью.

Карьера

На момент окончания зальцбургского колледжа Хельмуту исполнилось 18 лет. Юноша был полон надежд и мечтаний. Потому неудивительно, что он решил покорять мир. Начал Бергер с Вены. В столице Австрии он брал уроки актерского мастерства и одновременно изучал английский язык, пытаясь избавиться от раздражавшего австрийского акцента.

Путь к мировой славе начался с путешествий. Хельмут какое-то время жил в Швейцарии, оттуда он переехал во Францию. Следующей была Англия. Задержался молодой человек лишь в Италии – здесь он поступил в университет, где начал учить итальянский язык. На пути к мечте Хельмут не отказался ни от одного предложения: он снимался в телерекламе, был фотомоделью в модных глянцевых журналах, пробовал себя в качестве статиста в ряде итальянских фильмов. А в 1964 году на экраны вышел фильм «Карусель» с Хельмутом Бергером. Роль была эпизодической, начинающего актера даже не упомянули в титрах. Кстати, 1964-й стал для Хельмута особенным годом: на одном из модных показов на молодого манекенщика обратил внимание известный итальянский режиссер Лукино Висконти. Он был просто поражен невероятной красотой двадцатилетнего Бергера. Висконти даже не смутила разница в возрасте – великий кинорежиссер был старше на 38 лет! Лукино приглашал Хельмута на вечеринки и буквально заваливал подарками.

Международная известность

Мечта сбылась! Не прошло и двух лет, как Бергер уже начал активно сниматься у Висконти. Первой лентой стала киноновелла «Ведьма, сожжена заживо», снятая в 1965 году. Конечно, свою роль сыграла внешность Хельмута, но режиссер смог разглядеть в юноше артистизм и харизму. И не просто разглядел, а помог развить эти качества и позволил актеру завоевать мир. Имя «Хельмут Бергер» появилось на страницах популярных журналов сразу после выхода на экран фильма «Гибель богов». Критики в один голос твердили: этот актер был рожден для киноленты! «Белокурая бестия» превосходно справился с ролью негодяя Мартина фон Эссенбека, выродка из славного семейства промышленников, «цветка зла». Сумасшедший успех, который принесла Бергеру роль наследника немецких фабрикантов, был закреплен еще одной киноновинкой – фильмом Висконти «Людвиг». Здесь Хельмут перевоплотился в короля Баварии. И перевоплощение это было просто изумительным – глядя на человека с наивной, хоть и больной душой, никто не сомневался в намерениях «правителя» построить уникальное государство, в котором царили бы гармония и красота.

Потрясающая актерская игра, мгновенное растворение в образе – вот что демонстрировал на площадке Хельмут Бергер. Фильмы с его участием приносили режиссерам прибыль и славу. В Италии он работал с Витторио Де Сика, Флорестано Ванчини. Его снимали австрийский режиссер Отто Шенк, американец Ларри Пирс, испанец Хесус Франко и многие другие. Роли получались не просто удачными – это было поистине головокружительно. Об этом старались не говорить, но многие считали, что причина такого успеха кроется в моральной поддержке Висконти.

Личная жизнь

От чар магнетического «цветка зла» противоядия не было. И первым не устоял Лукино Висконти. Режиссер не был первым мужчиной в жизни Хельмута, однако это был первый человек, чувства к которому нельзя было назвать простым влечением. Они гуляли по Елисейским полям, путешествовали и были по-своему счастливы. Спустя долгие годы Бергер признается в своей книге: сначала это была просто игра в любовь, которая со временем переросла в чувство нереальной силы. Успех Хельмута был главной задачей Висконти. Это он буквально заставил начинающего актера продолжить обучение, много читал ему (по большей части это были учебники по истории искусств), учил итальянскому. Висконти знакомил Бергера с мировыми звездами – оперными дивами, дирижерами, композиторами и танцовщиками. Лукино Висконти буквально «создал» Хельмута – как Пигмалион Галатею. У режиссера актер научился понимать искусство, полюбил музыку, живопись и архитектуру.

Про отношения Хельмута и Лукино можно сказать только одно – они жили душа в душу. Их первая и последняя ссора произошла накануне съемок фильма «Людвиг». Хельмут втайне от Висконти сбежал в Китцбюель – популярный горнолыжный курорт. Причина, по которой режиссер не хотел отпускать Бергера, была крайне серьезной – он опасался, что актер повредит себе что-нибудь, катаясь на лыжах. Чтобы предотвратить возможные проблемы, режиссер применил власть: будущего Людвига буквально сняли с горы и вернули обратно.

Последней совместной работой возлюбленных стала картина «Семейный портрет в интерьере». Она же оказалась и последней яркой ролью актера. Смерть Лукино Висконти стала для Бергера настоящим ударом. Она застала его врасплох: актер по совету любимого человека полетел в Рио-де-Жанейро. Преодолев Атлантику, Хелл (так называл актера Висконти) встретился с Флориндой Болкан и ее братом. Их поведение показалось Бергеру подозрительным, однако не сразу он смог понять, что эти двое что-то от него скрывают. Лишь спустя несколько часов Хельмут Бергер узнал, что Лукино скончался. Сложно представить, что чувствовал Хельмут, потеряв сразу старшего друга, учителя и любовь всей жизни. Позднее он скажет: «Главная трагедия моей жизни заключается в том, что в 32 года я овдовел». Первая годовщина смерти Висконти оказалась для Бергера невыносимой. 17 марта 1977 года актер принял смертельную дозу снотворного. Спасла его домохозяйка Мария: почуяв неладное, она приехала и обнаружила Хельмута уже без сознания. Врачи, вызванные Марией, сумели вытащить Бергера с того света.

Закат карьеры

Слава актера стремительно пошла на спад. Красавец с арийской внешностью словно утратил свой талант, а вместе с ним и требовательность в выборе новых ролей. Он стал появляться в низкопробных фильмах. Казалось, его яркая звезда закатилась навсегда. Под откос пошла и жизнь – Хельмут начал выпивать, уходить в длительные загулы. Конечно, были и попытки жить «нормально»: Хелл даже женился на актрисе. Правда, брак этот оказался неудачным, хоть от него и появился ребенок. Жизнь улыбнулась актеру еще раз – в восьмидесятых на экранах вновь появился Хельмут Бергер. Роли в телесериалах «Династия» и «Фантомас», а также эпизод в «Крестном отце» хоть и повысили рейтинг, но все же значительно уступали предыдущим работам. Бергер никогда больше не появлялся в кинолентах в своем прежнем амплуа.

Награды

1969 год ознаменовался тем, что Хельмут был номинирован на «Золотой глобус» за роль в «Гибели богов». Тогда этот престижный фестиваль предусматривал номинацию «Лучший новый актер». Роль Людвига Второго принесла Бергеру итальянскую национальную премию «Давид ди Донателло». А в 2007 году Хельмут Бергер был удостоен премии «Тедди». Ее Берлинский кинофестиваль присуждает за те киноработы, которые затрагивают проблемы сексуальных меньшинств.