Как действуют мошенники

Если раньше граждане, чаще всего, лишались своих денег из-за невнимательности и доверчивости, то в 2019 году мошенники прикладывают все силы, чтобы усыпить бдительность потенциальных жертв. Новая схема обмана настолько правдоподобна, что люди без тени сомнения сообщают аферистам конфиденциальную информацию. Клиенты Сбербанка публикуют в социальных сетях развернутые посты о том, как действуют мошенники.

На телефон жертвы поступает звонок якобы из центра поддержки клиентов Сбербанка. Иногда мошенник представляется руководителем или сотрудником службы безопасности. Причем в качестве номера исходящего вызова пользователь видит хорошо знакомые комбинации цифр: +7 (495) 500-55-50 или 900. Эти номера указаны на обратной стороне пластиковой карты и на официальном сайте кредитной организации.

При разговоре с мошенником фоном слышны звуки работы службы поддержки клиентов: разговоры других операторов, упоминания Сбербанка, просьбы оставаться на линии.

Человека оповещают, что в данный момент идет списание средств с его банковского счета. Собеседник предлагает сверить номер карты Сбербанка и называет его абсолютно верно. Также мошенник осведомлен о полном имени, месте проживания, паспортных данных своей жертвы. Одним словом, у человека почти нет причин сомневаться, что с ним разговаривают из офиса финансового учреждения.

Далее для дополнительного отвлечения внимания идет выяснение причин, по которым картой завладели мошенники: не терял ли ее клиент, как давно пользовался банкоматом, не привязывал ли новые номера к личному кабинету. При этом «работник банка» поначалу не пытается выведать никакой конкретной информации, не интересуется кодом CVV2, которым раньше всегда стремились завладеть аферисты. Он также  знает точную сумму на счете клиента или уверенно перечисляет последние операции по карте. И незаметно подбирается к самому главному – кодовому слову, которое необходимо в случае обращения клиента в Сбербанк по телефону.

Иногда используют другой вариант обмана. Людям присылают смс-сообщения с официальных номеров Сбербанка о попытках снятия денежных средств. Потом из службы поддержки звонят «заботливые сотрудники» и просят назвать тот самый код из смс, с помощью которого незаконная операция будет отменена. На самом деле, сообщая эти данные, клиент, наоборот, лишается своих денег.

Корни проблемы

Главная причина активизации мошенников заключается в том, что им удалось завладеть личными данными пользователей. Некоторые телеграмм-каналы открыто торгуют персональной информацией. За 2-3 тысячи рублей по номеру телефона предоставляют  сведения о номере карты и операциям по ней. На паспортные данные расценки выше – от 5 тысяч. Торгуют даже сканами страниц паспорта, полиса СНИЛС, ИНН.

Специалисты по информационной безопасности говорят об утечке информации через сотрудников Сбербанка. Возможно, начальным звеном этой преступной схемы скоро займется прокуратура.

В компании DeviceLock, которая разрабатывает программное обеспечение для защиты персональных данных, ранее заявляли о хищениях информации о клиентах других крупных банков России.

Что касается настоящего номера Сбербанка, с которого поступают звонки, в банке посоветовали обращаться за комментариями к операторам сотовой связи. По словам экспертов, номер телефона можно подделать с помощью специальных программ. Также технически возможно дозвониться с настоящей линии Сбербанка, а вот перехватить входящий звонок мошенники не могут. Операторы мобильной связи, в свою очередь, блокируют подделку номеров вида 900 или 8-800.

Правила безопасности

В ответ на многочисленные жалобы Сбербанк напомнил клиентам простые правила, как защитить себя от посягательств мошенников. Одно из главных касается того, что сотрудники финансовой организации почти никогда не звонят людям сами. Чаще всего, они автоматически блокируют карты при подозрительных  действиях и ждут, когда владелец сам выйдет на связь, обратившись в отделение кредитного учреждения лично или по телефону.

Как упоминалось ранее, мошенники могут подделать номер исходящего вызова, но перехватить входящий звонок им не под силу. Поэтому стоит всегда перезванивать в службу поддержки банка самому.

В Сбербанке в очередной раз напоминают, что никогда нельзя сообщать данные своей карты, кодовые слова, содержание смс сообщений или одноразовые пароли. При малейших подозрениях лучше завершить разговор.

Несмотря на широкую огласку, в Центробанке пока просто наблюдают за ситуацией. По словам руководства, поводов для паники нет, и проблема не приобрела массового характера. Как и любая кредитная организация, Сбербанк постоянно обновляет системы фронд-мониторинга, направленные на оценку и отслеживание подозрительных финансовых операций.