Биография

Иероним Босх – художник, чье творчество переполнено загадками и вопросами. Впрочем, как и его биография. А известно о жизни «самого загадочного художника» не так уж много. Может, поэтому и вопросов хоть отбавляй.

Даже о дате его рождения говорят «предположительно» - 1450 год. Известно, что родиной Иеронима Босха является город Хертогенбос в Нидерландах. Босх происходил из семьи потомственных художников. Настоящее имя живописца - Иеронимус Антонисзон ван Акен. Босхом Иеронима стали называть, потому что в качестве подписи он выбрал сокращение от названия своего города Den Bosch.

Удивительно, но жизнь художника, картины которого наполнены загадками и выходящими далеко за рамки нормальности событиями, была совершенно обычной, даже отчасти скучной. Начал и закончил свой жизненный путь маэстро в городе Хертогенбосе. Уезжал оттуда ненадолго – для обучения живописи и в редкие путешествия (хотя это тоже предположительно).

Свой художественный путь Босх начал с работы над церковными стенами и приделами.

Художник был членом Братства Богоматери. Это было самое влиятельное религиозно-светское общество, в котором предки Иеронима состояли несколько веков и которое обслуживали, выполняя его заказы. Семья была весьма обеспеченная. Свою часть наследства получил и Иероним, что позволило ему вести спокойную жизнь и не терпеть нужды. Кроме того, женитьба Босха была удачной в материальном плане. Его супругой стала Алейт ван ден Меервеен, девушка из богатой и влиятельной семьи. С тех пор финансовый вопрос мог не тревожить чету Босхов.

В родном городе он считался уважаемым человеком. По тем сведениям, что есть у исследователей жизни художника, он был вполне позитивным, оптимистичным, отзывчивым человекам, что с трудом соотносится с его полотнами.

Не испытывал недостатка в заказчиках. Но писал на заказ больше для развлечения, нежели для извлечения прибыли. Среди его заказчиков были многие знатные люди. В их числе герцог Бургундский Филипп I Красивый, герцог Нассау Генрих III, испанский король Филипп II.

Иероним Босх мирно скончался в 1516 году и был с почестями как «выдающийся мастер» похоронен в соборе Святого Иоанна.

Примечательно, что в родном городе мастера не осталось ни одной его картины.

Почетный профессор кошмаров

Живопись Босха переполнена драматизмом, чувствами, вещами, совершенно несвойственными обывателю. При образе жизни, который  вел художник, логичнее было бы, если бы он писал на заказ портреты и пейзажи. Но нет, его картины – ничем не прикрытое изображение человеческих страстей, людских пороков, обнаженная натура безнадежности и надежды.

Почетный профессор кошмаров – прозвище, данное Босху коллегами по цеху. В его картинах крайне подробно выписан нереальный мир. В них, по мнению ученых, кроется очень глубокое содержание, гораздо глубже, чем кажется при поверхностном изучении полотен. Картины художника производят одновременно отталкивающее и притягательное впечатление. То, что мы видим на них, порой отвратительно, но почему-то очень узнаваемо, хотя все, что художник хотел сказать, он говорил в иносказательной форме. А еще более невероятно, что через пять веков содержание картин так же актуально, как и на момент их создания. Испанский монах испанский монах Хосе де Сигуэнса сказал о картинах художника: «В то время, как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри».

Что же сподвигало Босха, примерного христианина, во всех смыслах положительного человека, на создание таких неординарных, спорных, противоречивых, потусторонних изображений?

Современные исследователи творчества Босха выдвигают несколько теорий — от самых невероятных до вполне приемлемых.

Алхимия, оккультизм, фанатичная религиозность, еретичность, дьяволопоклонничество, инопланетное происхождение, шизофрения, дар предвидения, астрология, употребление галлюциногенов, - это далеко не все варианты, которыми потомки пытались объяснить гениальность и загадочность картин Босха.

Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали "Сад неземных наслаждений", "Извлечение камня глупости", "Семь смертных грехов" и т.д.

До сих пор есть мнение, что картины Босха – прообраз сюрреалистического направления. Некую общность с картинами Босха можно найти в работах Дали и Мунка, которые творили на несколько веков позже.

Структура картин также высоко оценена исследователями. На все полотна открывается как бы вид сверху, что делает изображение более пространственным, детальным, позволяет рассмотреть детали. Как правило, картины «многолюдны», на них много фигур, из которых на первый план выходят неоднородные, расположенные на первый взгляд, хаотично, а если присмотреться, волнообразно.

Стоит остановиться на том, что времена, в которые творил Босх – самое начало эпохи возрождения. Ростки новой эры только-только начинали пробиваться, а культ церкви был еще очень силен. Состояние вины, постоянной, хронической – вот то, чем была пронизана жизнь в то время. Царил буквально культ смерти. Людям предписывалось постоянно замаливать грехи, инаяче их ждали страшные муки в аду, а чтобы не затягивать процесс, к кострам ада нечестивцев приближали костры инквизиции.

Все это нашло отражение в картинах художника.

Босх и Да Винчи

Есть версия, что примерно в начале 15 столетия Босх ездил в Италию. Основана она на том, что вскоре он написал картину «Распятая мученица», посвященную Святой Иулианне, а культ этой святой силен в Северной Италии. Более того, есть специалисты, уверенные, что в работах Леонардо да Винчи и Джорджоне видно влияние творчества Иеронима Босха.

По данным проекта по исследованию и реставрации работ Босха, мастер написал 24 картины и 20 рисунков. К сожалению, большинство его работ не дошли до наших дней. Примечательно, но ни одну из своих работ Босх не датировал и не давал ей названия.

Самые известные произведения Босха

Распятая мученица

Единственная картина Босха, центральное место на которой было отведено женщине. Речь идет о картине, на которой изображено распятие святой Юлии. Именно этой картине Босх обязан тем, что в его биографии появилась еще одна страница, хоть и недоказанная – о путешествии в Италию.

Сад земных наслаждений

Создан, между 1500 и 1515 годами. Левая сторона полотна – рай, где, несмотря на кажущееся блаженство, мы видим сцены насилия и тревоги (животные поедают друг друга, на фонтане сидит сова, ВТО время считавшаяся символом тьмы и греха)  В центре изображена земная жизнь, где люди предаются плотским наслаждениям, не замечая потери духовности. Справа мы видим ад, который тоже далеко не так однозначен, совсем не похож на привычное описание царства дьявола.

Триптих представляет собой полотно размером 220 на 390 сантиметров.

Поклонение волхвов

В музеях мира хранится три версии 3 версии «Поклонения волхвов»: триптих в мадридском музее Прадо и картины в нью-йоркском Метрополитен и Художественном музее в Филадельфии. Все их приписывают кисти Иеронима Босха.

Триптих был создан для  бюргера из Хертогенбоса. На внешних частях художник изобразил самого бюргера, его невесту и их святых – святого Петра и святую Агнессу.

Страшный суд

Одна из самых пугающих картин, изображающих адские муки. Левая сторона картины изображает рай, в центре – картина страшного суда, справа ад, в котором страдают грешники. Это второй по размеру триптих художника –163,7 на 247 см. Хранится в Вене.

Искушение святого Антония

Босх изобразил хорошо известную историю - искушение святого Антония в пустыне. Классическая идея – борьба добра и зла – нашла новое воплощение в странных и необычных босховских образах. Третья по величине картина Босха: 131,5 на 225 см. Картина находится в Лиссабоне.

В числе других знаменитых произведений Иеронима Босха Блудный сын, Несение креста, Фокусник, Семь смертных грехов, Блаженные и проклятые, Автопортрет,  Корабль дураков, Извлечение камня глупости, Воз сена.

Исследования работ Босха продолжаются, но загадки его картин еще долго будут волновать всех, кто хоть раз встретился с его творчеством.