Детство великой художницы

Николай Бенуа – великий архитектор, главный строитель Петергофа, статский советник, внесший в российскую культуру неоценимый вклад. Его дочь, Катюша, занималась изобразительным искусством, учась у знаменитого педагога Чистякова. Выйдя замуж, Екатерина оставила творчество, родила пятерых детей и занималась их воспитанием и домашним хозяйством.

Зиночка стала последним ребенком в семье, родившись в декабре 1884-го в семейном имении Нескучное. Детство провела в Петербурге, в окружении картин матери. Отец будущей художницы, скульптор Евгений Александрович Лансере, воплощал в своих работах любовь к природе. Он умер слишком рано, в 39 лет, но успел подарить своим детям трепетное отношение к искусству и тягу к творчеству. Мать одна воспитала двух сыновей, ставших художником и архитектором, и четырех дочерей, младшая из которых посвятила свою жизнь изобразительному искусству.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова с ранних лет посещала музеи и выставки, наслаждалась классической литературой и могла часами стоять у картин известных художников. На лето вся семья выезжала в семейное имение Нескучное в Харьковской губернии. И здесь Зина впитывала в себя красоту русской природы, делая первые наброски будущих картин.

Мать-портретистка любила рисовать крестьян, их простые лица, нехитрый быт, бесконечные просторы возделанных полей. Не удивительно, что Зина Лансере начала рисовать так рано. Сохранились ее наброски 1895 года. По большей части это милые домашние сценки – мама за работой, прохожие. Есть и рисунки из гимназии – соученики, священники, уроки танцев.

В домашнем архиве потомков художницы сохранился альбом 1897 года – картины 13-летней Зинаиды, на которых ее рукой сделаны пометки, часто весьма самокритичные. В альбоме такие же жизненные сценки – купание сестер, улицы, дома, собаки, стирка, и знаменитая акварель «Автопортрет с яблоком».

В 1900-м году уже вполне сложившаяся художница закончила женскую гимназию и поступила в школу изобразительного искусства, которую основала известная меценатка княгиня Мария Тенишева. Необыкновенный талант Зины заметил сам Осип Браз и вызвался учить девушку.

Юность художницы

1902-й принес Зинаиде новые впечатления. Она смогла поехать в Италию, наполнив свои альбомы многочисленными набросками экзотической жизни страны Средиземноморья. В 1905 году, благодаря рекомендациям своих наставников, Зинаида Серебрякова поступает в художественную академию Парижа, где производит настоящий фурор. И все же основными мотивами картин художницы остаются российские сюжеты.

В том же, 1905 году художница выходит замуж за своего кузена, Бориса Анатольевича Серебрякова. Он стал первой и единственной любовью художницы. Борис, в отличие от многих членов интеллигентного и большого клана Лансере-Бенуа-Серебряковых, не стал заниматься культурой, а стал инженером и строил железные дороги. В 1906 году она пишет картину «Крестьянская девушка», которая вошла в мировой фонд шедевров живописи, а в 1909 на свет появляется очередной автопортрет «За туалетом», выставленный сегодня в «Третьяковке».

Пик творческой биографии художницы Серебряковой пришелся на 1914-17 годы. Она счастлива рядом с любимым человеком, рожает детей, пишет потрясающие полотна. В 1916 году Зина приняла участие в оформлении здания вокзала в Москве, работая вместе с Николаем Бенуа. Художница воплотила интересную для нее тему Востока в настенных фресках – экзотические женщины в национальных костюмах, написанные с присущей Серебряковой чистотой красок, простотой линий и пластичностью. Факты истории и фотографии этого уникального архитектурного объекта можно найти в Википедии, в статье «Казанский вокзал».

Жизнь после революции

Октябрьская революция застала Серебрякову и ее семью в Нескучном. Два года неопределенности, во время которых поместье оказалось разграблено большевиками, завершились трагедией – сначала в период «красного террора» на полгода арестовали Бориса, а затем он скончался от тифа. Четверо детей и абсолютное безденежье – все, что осталось у Зинаиды.

На свет рождается полотно «Карточный домик», на которой отражена тревога за судьбу детей. Из-за политической нестабильности в Украине, вся семья – сама Зина и ее дети (Татьяна, которую любовно называли Тат, Саша, Евгений, получивший свое имя в честь деда и Катюша Серебрякова), вынуждены были переехать в Харьков и поселиться в небольшой квартирке.

Все трудности личной жизни Зинаида воспринимает сквозь призму своих картин. Отказавшись стать «советским художником», сменив «дворянское искусство на пролетарское», художница поступает на работу в музей и зарисовывает интересные экспонаты. Зимой 1920-го вместе с детьми она перебирается к Бенуа в Петербург, куда вскоре «по уплотнению» въехали театральные артисты. В сюжетах художницы появляются сценические мотивы.

А в 1924 году состоялась первая выставка работ художницы в Нью-Йорке. Инициатором этой акции стал первый посол СССР в Америке, Александр Троянов. Так он надеялся привлечь инвесторов для поддержки советских людей искусства. Некоторые произведения были проданы, и это позволило Серебряковой уехать в Париж в поисках более денежных заработков.

Парижский период

В Париже художница довольно быстро нашла крупный заказ на большое панно, рисовала портреты на заказ, а вскоре смогла переправить к себе двоих детей, Александра и Екатерину. А затем выяснилось, что о возвращении можно забыть – Советский Союз не хотел впускать к себе идеологическую предательницу. Зинаида теряет связь с двумя другими детьми, пишет полотна, наполненные печалью.

Ей удалось немного попутешествовать – Марокко, Бретань – и каждый раз в полотнах художницы возникают мотивы тех мест, которые она увидела. Именно тогда возникает цикл, посвященный французским рыбакам. В 1947 году Зинаида получает французское гражданство, продолжает рисовать Россию и тоскует по детям. Но к сожалению, на родине об этой художнице почти никто ничего не знает, ее картины прячутся в частных закрытых коллекциях, хотя французские деятели искусств в восхищении от этой застенчивой женщины и ее невероятных сюжетов.

Последние годы и смерть

После смерти Сталина в период так называемой хрущевской оттепели Серебряковой удается избавиться от негласного звания изгоя, и к ней приезжает дочь Татьяна, которую художница не видела целых 36 лет. А весной 1965-го в жизнь воплощается давняя мечта Зинаиды – в возрасте 80 лет она приехала в Москву, чтобы представить российской публике свою персональную выставку, первую на родине.

Вскоре по всему СССР проходят выставки Серебряковой, она становится знаменитой, ее краткую биографию знают все, кто относит себя к миру искусства, альбомы с репродукциями расходятся миллионными тиражами. В России выпускают почтовые марки с фото картин уникальной художницы.

К тому времени у Зинаиды уже появились внуки, а ее дети стали видными фигурами в мировой культуре. Она, впервые со времен своей юности, по настоящему счастлива, понимая, что прожила эти годы не зря – воспитала чудесных детей и подарила миру красоту своих прекрасных полотен. Жить ей оставалось менее двух лет...

Она умерла тихо и спокойно, в окружении любящих детей на 82-м году жизни и похоронена на русском кладбище во французском городке Сент-Женевьев-де-Буа. Потомки Зинаиды и сегодня сохраняют наследство великой русской художницы, ставшей яркой звездой в мировой классике.