Основатели Саввино-Сторожевской обители 

У истоков монастыря стоял Савва Сторожевский и князь Юрий Дмитриевич. Последний был третьим сыном Дмитрия Донского. Отец отписал ему Звенигород, где он стал княжить. Юрий Дмитриевич отличался набожностью. Его крестным отцом был Сергий Радонежский. Савва – один из первых учеников чудотворца. Впоследствии он стал духовным наставников семьи Дмитрия Донского, в том числе и его сына.

О Савве до его прихода в Звенигород известно не так много: происходил из богатого, скорее всего боярского рода, принял постриг в Троицкой обители, а после смерти Сергия Радонежского на протяжении шести лет ей управлял. 

Согласно летописным записям от 1395 года, Савва дал благословение князю Юрию на поход в Волжскую Булгарию. Тот вернулся домой с победой, взяв 14 городов, включая Казань. На радостях князь выделил средства на возведение храма на пустынном звенигородском холме Стороже в знак благодарности. Савва благословил строительство.

История основания Саввино-Сторожевского монастыря

В 1398 году князь призвал Савву в Звенигород и поручил основать монастырь. Место для него было выбрано все на том же холме, над местом слияния двух рек – Москвы и Разводни. И это не случайно. Звенигород, как и многие подмосковные города, был основан для защиты Московского княжества. А холм Сторож являлся самой высокой точкой, с которой открывался хороший обзор на окрестности. Монастыри в те времена часто были крепостями, а их насельников называли «воинством Христовым». 

Архитектурный ансамбль обители складывался на протяжении XV-XIX веков. Многие сохранившиеся строения датируются XVII веком. Первые сооружения обители были деревянными. Сначала был построен храм Рождества Богородицы. Затем вокруг него появились кельи. Монастырь был обнесен тыном из дубовых бревен. В километре от монастыря Савва вырыл себе пещеру в одном из оврагов. Это было наподобие скита. В пещере он часто уединялся для чтения молитвы и покаяния.  

Обитель в первые годы существования не бедствовала, средства ей довольно щедро жертвовал князь Юрий. В 1405 году на месте деревянного храма Рождества Богородицы появился каменный. Он чудом уцелел после неоднократного нашествия татар и теперь считается одним из древнейших белокаменных храмов России. Его стены расписывал сам Андрей Рублев, который тогда еще не был известным. Храм является исторической доминантой монастыря.

Князь Юрий всячески заботился об обители и ее монахах. Он отписал ей несколько сел и деревень с угодьями, выделил пасеки, освободил от дани и пошлин всех проживающих на монастырских землях крестьян, позволил Савве совершать над ними свой суд. 

В 1407 году Савва скончался. Его тело захоронили в храме Рождества Богородицы, под западным окном. Перед смертью он назначил преемником одного из своих учеников. После кончины Саввы монастырь пришел в упадок. При этом он продолжал оставаться особенным местом не только для князей, но и царей. В нем бывали Иван Грозный, Борис Годунов, Екатерина II.   

В XVII веке обитель обрела вторую жизнь. Она была перестроена по новому плану царя Алексея Тишайшего, к которому Савва явился на охоте и спас от гибели. Ее территория увеличилась вдвое, появились Троицкая церковь, Царицыны палаты, Братские корпуса, башни, Звонница. Последняя стала композиционной доминантой всего архитектурного ансамбля. Ей она является и по сей день.

В то время монастырь считался «собственным государевым богомольем» и находился в ведении царя. Алексей Тишайший часто совершал паломничество в его стены, причем нередко ходил из Москвы до Звенигорода пешком. А это 60 км пути. Парадного въезда монастырь не имел. Был только парадный вход, это говорило об особом отношении царя к этому месту. Обитель первая на Руси получила статус Лавры. 

В 1652 году останки Саввы были впервые открыты в торжественной обстановке. При этом присутствовал сам царь, его жена Мария Милославская и будущий патриарх Никон. Тогда выяснилось, что останки Саввы не истлели за 245 лет пребывания в сырой земле. Это посчитали чудом. Мощи были помещены в раку из дуба, которую поставили по правую сторону от иконостаса.

В конце XVIII столетия Екатерина II, которой нравились звенигородские окрестности, решила перестроить обитель. Для этого она даже наняла архитектора из Франции. Его проект подразумевал снос стен монастыря, Троицкой церкви и других построек. Однако потом царица все же отказалась от этой затеи. 

В 1812 году монастырь пережил нашествие французов. По легенде они решили заночевать в обители. Савва явился к одному из военачальников и попросил не грабить монастырь, а взамен пообещал, что тот вернется живым домой. Француз напугался, приказал солдатам покинуть обитель и приставить к ней охрану, чтобы не допустить ее разворовывания.  

Саввино-Сторожевский монастырь в советское время

После прихода к власти большевиков обитель была закрыта, а ее имущество национализировали. В том числе и главную святыню – мощи Саввы. Их изымали с кровью. Местные жители и монахи встали грудью на их защиту. Началось восстание, которое закончилось убийством двух комиссаров. Впоследствии несколько монахов были сосланы за Урал на принудительные работы. Мощи Саввы большевики вскрыли, надругались над ними, а потом передали в музей. Такого кощунства Саввино-Сторожевский монастырь не видел за все 5,5 веков своего существования. 

В советские годы в его стенах был организован детский лагерь. Впоследствии там открыли санаторий. 

Саввино-Сторожевский монастырь в наши дни

В 1995 году обитель возродилась. Ее передали Церкви. Спустя три года, когда монастырь отмечал 600 лет с момента основания, мощи Саввы были возвращены в его стены. Торжественную церемонию проводил сам Патриарх Алексий II. 

С тех пор на монастырской территории ведутся восстановительные работы, которые продолжаются по сей день. Был воссоздан первоначальный вид многих старинных построек. 

 В 2007 году на территории обители появился памятник преподобному Савве. В того же года вновь стала работать знаменитая Саввинская ярмарка народных художественных промыслов. До революции на ней было очень многолюдно. Ярмарка является ежегодной и проводится у стен обители в конце августа. 

Восстановлена и традиция крестного хода от монастыря до пещеры, где уединялся для молитвы Савва. Над ней стоит церковь, а рядом находится скит.  

При монастыре работают лавки, где можно приобрести различную церковную утварь и свечи. Также на территории продают квас, который готовят монахи. Он уже стал легендарным и своего рода достопримечательностью Саввино-Сторожевской обители. Квас настаивается на изюме, благодаря которому и получается таким «ядреным». 

Как добраться

Саввино-Сторожевская обитель находится в подмосковном Звенигороде, что в Одинцовском районе. Он расположен не в самом городе, а под ним: необходимо въехать в Звенигород, проехать через него по Московской улице, в самом конце которой свернуть направо. После этого останется проделать путь в пару-тройку километров вдоль Москва-реки до соответствующего указателя.

Скит находится примерно в километре от обители. Там есть купальня, которая открыта ежедневно с 7 часов утра. Летом и весной она закрывается в 22 часа, а зимой и осенью – на 2 часа раньше.  

Двери Саввино-Сторожевского монастыря открыты с 6 утра до завершения вечерней службы. В великие церковные праздники часы работы могут меняться.