Биография

Александр Мезенец, в миру Стремоухов, достаточно загадочная личность. До наших дней не дошло ни одного изображения его лица. Биография монаха почти неизвестна. О происхождении Мезенца можно узнать только по рукописи, которую он написал лично и подарил одному из своих сподвижников.

Известно, что старец жил в XVII веке. Точная дата рождения неизвестна. Историки нашли подлинную информацию об его отце в так называемых «росписях» – книгах служилых людей. Сопоставив сведения, исследователи пришли к выводу, что Мезенец происходил из дворянского рода Стремоуховых. Отца звали Иоанном, он был рожден в городе Новгород-Северский, что под Черниговом. Во времена его жизни этот город был польским. Вполне вероятно, что и сам Мезенец появился на свет тоже там. Его отец находился на ратной казачьей службе, и особенно отличился в ходе сражений с отрядами из Речи Посполитой и Крыма в первой половине XVII столетия.   

Ориентировочно в 1640-х годах Мезенец проходил обучение в Киево-Могилянской академии. После ее окончания он переехал в Москву. Тогда он и пришел в Саввино-Сторожевскую обитель. Точная дата и место пострига Мезенца в монашество не установлено. В стенах обители он был клирошанином (певчим клироса).

У Мезенца был полууставной изящный почерк, поэтому наряду с пением он занимался переписыванием крюковых сборников. Так в те времена называли певческие книги, в которых мелодии церковных песнопений записывались не привычными нам нотами, а крюками или знамёнами – особыми знаками. Подобная запись музыки существовала в Древней Руси, однако к концу XVII века была почти полностью вытеснена западноевропейским способом написания. Однако староверы не принимали новую систему и на протяжении последующих трех веков использовали крюки в своих певческих сборниках, передавая из поколения в поколение традиции древнерусской музыкальной грамоты. 

В библиотеке Саввино-Сторожевского монастыря сохранилось шесть рукописей певческих книг, в оформлении которых Мезенец принял участие. 

Предположительно в 1668 году Мезенец стал старцем Саввино-Сторожевской обители. Только Русская православная церковь его не канонизировала, в отличие от того же Саввы Сторожевского или Серафима Саровского.

Личная жизнь

Александр Мезенец женат не был. Он дал монашеский обет, который подразумевает полное отрешение от всего мирского, в том числе от плотских утех. В те времена в России оставление монашества было церковью не предусмотрено. Самовольно сбежавшие задерживались и возвращались в стены обители, а в ряде случаев – помещались в монастырскую тюрьму. Мезенец держал обет безбрачия до конца своих дней. 

Творчество

Александр Мезенец в узких кругах известен как знаток церковного крюкового (знаменного) пения. Его считают одним из дидаскалов в этой области. 

С середины 1660-х годов Мезенец приступил к редактированию раздельноречных певческих книг. В церковнославянском языке, на котором в то время были написаны богослужебные и вероучительные книги, существовали сверхкраткие гласные фонемы. Их обозначали буквами «ь» и «ъ». Впоследствии началось ослабление звучания таких главных. Данное явление называлось падением редуцированных. Александр Мезенец исправлял певческие книги «на речь», т. е. приводил пение в соответствии с чтением, которое как раз и исключало произношение полугласных «ь» и «ъ». Результатом его колоссальной работы стал рукописный сборник с исправленными древними знаменными произведениями. Он был выпущен в 1666 году.  

Мезенец отредактировал несколько десятков книг с песнопениями, среди которых:

  • «Ирмологий»;
  • «Октоих»;
  • «Обиход».

В 1669 году царь Алексей Михайлович издал указ о созыве второй Комиссии по исправлению певческих книг «на речь» и подготовки к печати знаменного пения. Александр Мезенец вошел ее в состав, став одним из шести знатоков. В распоряжении Комиссии были лучшие певческие рукописи более чем за четыре столетия. Спустя век труд знатоков перевели с крюкового письма на западноевропейскую нотацию. Предположительно, Мезенец участвовал и в первой подобной Комиссии, созванной в 1652 году.  

Апогеем его творчества становится «Азбука знаменного пения», написанная в 1668 году. Она внесла огромный вклад в теорию знаменного пения и стала единственной книгой по данной тематике. Работа представляет большой интерес для исследователей знаменного роспева.

Ценность азбуки Мезенца заключается в том, что она дала ответы на многие вопросы, которые долгое время оставались нерешенными. Работа монаха произвела настоящую революцию в знаменном пении.

В своем труде Мезенец впервые: 

  • объяснил принцип расшифровки попевок;
  • классифицировал главные знамена;
  • ввел систему соподчинения знамен;
  • придумал варианты печатного нотного шрифта. 

В 1670-х годах Мезенец становится справщиком (редактором) Московского печатного двора. Историки сходятся во мнении, что на этом посту он сменил известного справщика Александра Печерского.

Историки предполагают, что Мезенец в 1670 году переехал из Звенигорода в Москву. Он жил на подворье Саввино-Сторожевского монастыря, которое в то время находилось в районе современной Тверской улицы. Там же он и умер, ориентировочно после 1672 года.