Детство художника

В 1818 году, в небольшой сельской общине Ламбервилл, расположенной на берегу живописной реки Делавэр, штат Пенсильвания, США, родился Мартин Джонсон Хэд, в будущем известный художник, натуралист и поэт. Мартин был первенцем и  старшим сыном в большой семье фермера и владельца лесопилки Джозефа Хида (псевдоним «Хед» Мартин взял после переезда в Нью-Йорк). С раннего детства он удивлял окружающих своим пристрастием к рисованию. Свои первые уроки живописи  юноша получал у местного художника Эдварда Хикса (1780 – 1849гг) и брата Эдварда, Томаса Хикса, не наделенных большим талантом живописцев.

Карьера

Получив основы изобразительного искусства, Мартин самостоятельно осваивал технику написания. Успехи Хэда были настолько велики, что в 1840 году, он поехал продолжить обучение живописному мастерству сначала в Англию, затем в Европу, во Францию и в Италию, точнее в Рим, где он учился мастерству в течение двух лет.

Два года спустя, он возвращается в Пенсильванию, где впервые демонстрирует свои работы в Академии изящных искусств.

В 1843 году, он вернулся в США, поселился в г. Нью-Йорке и продолжил работать в жанре портрета, иногда выполняя наброски натюрмортов. Там Хед сближается с пейзажистом и романтистом Фредериком Черчем, который помогает Мартину найти его собственный стиль, настаивая на том, чтобы друг попробовал себя в пейзажной живописи. Этот период его творчества историки искусства тесно связывают с знаменитой Школой Реки Гудзон.

В 1847 году переехал в Филадельфию. Постепенно у художника формируется своеобразная тяга к путешествиям. В 1848 году он совершил повторную поездку в Рим и посетил Париж, что сформировало у него привычку к перемене мест.

После возвращения из Рима, он прожил год в Сент-Луисе, но в промежутке с 1852 г по 1857 г, он переезжал, по крайней мере, три раза, в Чикаго, Трентон, и Провиденс. Побывал он так же в Миссури, Иллинойсе, Южной Америке, Британской Колумбии, Калифорнии, и, наконец, во Флориде, где Хэд и обосновался.

В 1859 году Мартин Хед возвращается в Нью-Йорк. Поворотным моментом становления Хэда, как самобытного живописца стало его проживание в Нью-Йорке, он тогда арендовал часть художественной мастерской на Десятой Улице. Сблизившись с художниками пейзажистами, особенно со своим знакомым художником  Фредериком Хучем (пейзажистом и романистом), который сумел вдохновить Хэда на начало развития собственного стиля в живописи и зажег в нем интерес к пейзажу с его тонкими атмосферными эффектами. Даже самобытный Нью-Йорк, город с которым была тесно связана жизнь Хэда, не смог приглушить его стремление к пейзажной живописи, оно слишком глубоко пустило корни.

С 1861 года до середины 1863 года, Хэд провел в Бостоне, создавая на своих полотнах первозданный прибрежный пейзаж, в манере, присущей только ему. Хэд был единственным американским художником девятнадцатого столетия, сделав ощутимый вклад в развитии живописи, в жанрах пейзаж, морская тематика и натюрморт. Фактически все его натюрморты были цветочными. Начиная с простых картин - цветы в вазах, написанных им в начале 1860-ых годах, в дальнейшем достигшие полного совершенства, когда появились его полотна с роскошными розами, магнолиями, и другими цветами, расположенными на плоскости, красиво задрапированной бархатом.

В 1863 году Хед совершил путешествие в Бразилию — рай для биологов и пленэристов. Темами для картин Мартина Хеда стала природа этой страны — его бразильская серия насчитывает более сорока картин.

Во второй половине 1863 года, Хэд продолжал путешествовать по Бразилии, пробыв там почти год. Целью путешествия было создание иллюстраций всех видов южноамериканских птиц колибри, которые впоследствии хотел издать в Великобритании. Но, потерпел неудачу. Кто знает, отчего или почему Хэд не смог выпустить иллюстрации своих рисунков этих прелестных птичек. Можно только гадать, что рисунки колибри, вероятно, уже существовали, нарисованные многочисленными сборщиками флоры и фауны, а может, не было достаточно средств на издание иллюстраций. Но, не смотря ни на что, Хэд упорно продолжал рисовать колибри в тропическом окружении, ставшие главной темой в его живописи. Любовь к природе способствовала путешествию художника в Никарагуа, Панаму, Ямайку и Колумбию.

Жажда к путешествиям тянула его к переменам, и 1866 году Хэд снова посетил Южную Америку, а спустя четыре года, он совершил третью поездку в Бразилию.

В 1880-х годах Хед возвращается к живописи натюрмортов. Самый знаменитый его натюрморт – огромные молочные магнолии с глянцевыми листьями на ультрамариновом бархате – принес ему финансовый успех и признание.

Творчество

  • 1890  —  Огромная магнолия на голубом бархате
  • 1885-95  —  Магнолия на красном бархате
  • 1878  —  Цветущая яблоня
  • 1875-83  —  Орхидеи и колибри

  • 1875-1885  —  Колибри и страстоцвет
  • 1875  —  Колибри и цветущая яблоня
  • 1874-1875  —  Бруксайд
  • 1872-78  —  Луга Ньюберипорта
  • 1871  —  Орхидея Каттлея и три колибри
  • 1870  —  Вид на Ферн-Три Уолк, Ямайка
  • 1870  —  Ветка цветущей яблони в раковине
  • 1868  —  Шторм у залива Наррагансетт
  • 1866-67  —  Приближающийся шторм, пляж недалеко от Ньюпорта
  • 1864-65  —  Голубая бабочка
  • 1864  —  Бразильский лес

  • 1863  —  Лодка на мели
  • 1862  —  Озеро Джордж
  • 1860  —  Отплытие под луной
  • 1859  —  Приближение грозы

Личная жизнь

В 1883 Хэд впервые женился и обосновался на постоянное жительство в городке Сант Огастин, во Флориде. После целой жизни смятений, он пишет картины, сложные в то время для восприятия, отображая на своих полотнах личное мироощущение, из-за чего Хэд имел весьма скромный успех, как у критиков, так и у публики. Но там же он нашел первого и единственного поклонника своего творчества, крупного промышленника и магната Г. Моррисона Флаглера, который начал регулярно приобретать работы художника в период с 1880-ых по 1890-ые года. В Нью-Йорке, о нем фактически забыли. Может из-за отсутствия широкого признания своего творчества, Хед стал реже подходить к мольберту. В последние годы жизни художник рисовал цветы, в частности магнолии. Умер художник  4 сентября 1904 года.

Признание художника

Сегодня его работы хранятся во многих великих музеях и частных коллекциях. Включение полотна «Крупные магнолии на синем бархате», являющейся одной из пяти картин Хэда, представленных на выставке «Новый Мир: Шедевры Американской живописи, 1760-1910 г.», проводившейся в 1983-1984 годах в Бостоне, Вашингтоне, и Париже, явились свидетельством высокого признания живописца Мартина Хэда, не только у него на родине, но и во всем мире. 1969 году на художественной выставке в США были представлены 74 картины американского художника 19-ого столетия Мартина Джонсона Хэда. Это была первая персональная, полная выставка его работ. Отобранные из общественных и частных собраний, картины были разделены на группы, представляющие ключевые темы живописца - красивые морские пейзажи, засоленные прибрежные заводи, натюрморты, магнолии и колибри.