Биография

Агния Львовна Барто родилась весной 1906 года в Москве в интеллигентной и образованной семье. Ее отец был ветеринарным врачом, а мама занималась домашним хозяйством.

В некоторых источниках есть информация, что при рождении девочку назвали Гетель Лейбовна Волова.

Отец Агнии был умным и начитанным человеком, обожал русскую литературу. Он с самого детства читал будущей поэтессе классику, а самостоятельно читать она училась по книге Льва Толстого. 

Что примечательно, на свой первый день рождения девочка в подарок от отца получила книгу «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой».

Агния получила приличное домашнее образование, включая уроки французского и немецкого языка. Затем она поступила и успешно окончила престижную гимназию.

Практически одновременно с учебой в гимназии Барто занималась в хореографическом училище, мечтая стать прославленной балериной.

Во времена Октябрьской революции и всеобщего хаоса в стране финансовое положение семьи заметно ухудшилось, поэтому подделав документы, а именно увеличив свой возраст на один год, Агния устроилась работать в магазин одежды.

Свои первые стихи Барто написала еще в раннем детстве. Знаменитый нарком просвещения Луначарский услышал ее стихи на выпускном вечере в хореографическом училище и настоятельно посоветовал девушке не бросать это занятие.

Завершив в 1924 году обучение в хореографическом училище, Барто поступила в балетную труппу. Однако построить карьеру на большой сцене у девушки не получилось, труппа эмигрировала из страны, а отец Агнии категорически отказался отпускать дочь из Москвы.

Творческая жизнь

Ранние стихи юной Барто были весьма наивны, романтичны и посвящены любовной тематике. Однако достаточно быстро их сменили острые эпиграммы на друзей и учителей.

Первые произведения поэтессы были опубликованы Госиздатом в 1925 году. В числе «первых ласточек» были стихи и сборники:

  • «Мишка-воришка»;
  • «Снегирь»;
  • «Братишки»;
  • «Китайчонок Ван Ли»;
  • «Игрушки» и другие.

Книги Барто быстро стали популярными и обеспечили поэтессе хорошую репутацию в литературных кругах.

Ее стихи – это милые юмористические образы, высмеивающие человеческие недостатки. Они легко читались и были понятны и детям и взрослым.

Несмотря на успех и узнаваемость Агния Львовна была человеком скромным и очень тактичным. Несмотря на свою любовь к творчеству Маяковского при личной встрече она так и не решилась заговорить с поэтом. Спустя некоторое время их разговор все-таки состоялся, и Барто много полезного почерпнула из него для себя и своего творчества.

 Интересный факт: Корней Чуковский, услышав стихи Барто, предположил, что их автором является маленький ребенок.

Были у Агнии Львовны и недоброжелатели из литературной среды. Например, долгие годы у нее были плохие отношения с Маршаком, который относился к ее творчеству снисходительно и не стеснялся в резких высказываниях и поучениях.

Карьера поэтессы развивалась очень неплохо, ее стихи любили и регулярно печатали. В 1937 году Барто ездила в Испанию качестве делегата от конгресса в защиту культуры и выступала в Мадриде с речью.

В годы Великой Отечественной Войны Агния Львовна вместе с семьей была эвакуирована в Свердловск. Она много работала: писала стихи, военные очерки, выступала на радио.

Там же она познакомилась с Павлом Бажовым, известным уральским сказителем.  

В 1943 году она написала произведение «Идет ученик». В нем говорилось о трудовом подвиге подростков в тяжелое военное время. Чтобы стихотворение получилось реалистичным, Барто некоторое время работала вместе с подростками на заводе.

Послевоенный период в жизни поэтессы

После окончания войны Агния Львовна часто ездила по детским домам и общалась с сиротами, читала им свои стихи, помогала материально.

В 1947 году было опубликовано одно из самых психологически тяжелых произведений Агнии Барто – поэма «Звенигород». Оно было посвящено детям, ставшим сиротами из-за войны.

Что удивительно, но после публикации поэтессе пришло письмо от женщины, потерявшей в военное время свою дочь. Она просила помочь с поисками ребенка. Агния Львовна отнесла письмо в специальную поисковую организацию и к счастью девочка была найдена.

Случай стал достоянием общественности и Барто засыпали просьбами о помощи. Разлученные в страшные военные годы дети и родители молили о содействии в поисках родных людей.

Поэтесса организовала и стала вести радиопередачу о пропавших людях. Барто читала в радиоэфире письма и поисковые запросы, общалась с людьми. В результате именно благодаря передаче «Найти человека» и личному вкладу Агнии Барто большое количество людей нашли друг друга и семьи воссоединились.

Несмотря на такую ответственную работу, поэтесса не забывала о своем творчестве и продолжала писать стихи для детей. В послевоенный период большими тиражами были опубликованы:

  • «Лешенька, Лешенька»;
  • «Первоклассница»;
  • «Вовка добрая душа»;
  • «Дедушка и внучка» и другие.

Также Барто написала сценарии к детским фильмам «Алеша Птицын вырабатывает характер» и «Слон и веревочка». Вместе с Риной Зеленой Барто работала над сценарием к картине «Подкидыш».

У Агнии Львовны есть множество государственных наград, включая Сталинскую и Ленинскую премии.

Личная жизнь

Первый раз Агния вышла замуж в ранней молодости за поэта Павла Барто. В браке родился сын Эдгар, но меньше чем через десять лет пара развелась.

Вторым мужем поэтессы стал ученый-энергетик Андрей Щегляев. Этот союз стал счастливым. В семье любили принимать гостей, в доме часто бывали актеры, писатели и музыканты. Барто близко дружила с Риной Зеленой и Фаиной Раневской. В этом браке у Барто родилась дочь Татьяна.

В семье был хороший достаток, по хозяйству Агнии помогала домработница, а у детей были няня и личный водитель. Жили они прямо напротив Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

4 мая 1945 года накануне Победы в автомобильной аварии погиб сын Барто. Это стало тяжелейшей утратой для матери.

 Супруги прожили вместе до 1970 года, до момента, когда Андрей Владимирович умер от  онкологического заболевания.

Агния Львовна умерла в 1981 году и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.