Движение "желтых жилетов"

Демонстрации «желтых жилетов» заставили президента Франции Эммануэля Макрона заморозить скандальное решение о повышении налогов на топливо, повысить минимальную заработную плату и ввести чрезвычайные социально-экономические меры в ответ на катастрофические убытки, которые понес Париж в результате протестов.

Но что это за демонстрации? Кто такие «желтые жилеты», и почему именно им удалось заставить власть пойти на уступки? Какие были причины антиправительственных выступлений?

Что происходит во Франции?

С 17 ноября 2018 года, Францию лихорадит от масштабных антиправительственных протестов, которые сконцентрированы в центре Парижа. Очень часто демонстрации заканчиваются столкновениями с полицией, погромами целых кварталов и поджогами автомобилей.

В результате противостояния двое участников протестов погибли, около 800 человек пострадали в столкновениях с полицией, еще более 1 300 человек задержаны, часть из них находятся за решеткой.

Кто такие «желтые жилеты»?

Так медиа назвали участников антиправительственных протестов во Франции. Такое название происходит от их внешнего вида. Все участники протестов одевают на себя светоотражающие жилеты.

Согласно ПДД Франции, в каждой машине должен быть светоотражающий жилет. В случае, если машина сломается, водитель должен появиться на дороге в жилете, чтобы другие водители понимали, что у него аварийная ситуация. Поэтому, желтые жилеты имеют практически все водители во Франции.

Участники протестов решили использовать эти жилеты как свою униформу и одежду распознавания в толпе. Тем самым они выражают протест именно против решений правительства, которые больше всего бьют по водителям.

Почему «желтые жилеты» вышли на акции протеста?

Поводом к протестам «желтых жилетов» стало решение французского правительства повысить акцизы на топливо. Это сразу же ударило по водителям, которые имеют свои автомобили, поскольку это решение автоматически приводило к повышению цен на бензин.

С января 2019 года французское правительство запланировало рост цен на бензин на 2,9 евроцентов, а на дизель – на 6,5 евроцентов. Повышение происходит в результате введения нового налога – так называемого «зеленого» налога. Его ввело французское правительство в соответствии с обязательствами, которые Франция взяла на себя в рамках международных Парижских климатических соглашений по снижению уровней выбросов парниковых газов в атмосферу. Налог должен стать стимулом для людей не пользоваться автомобилями с двигателем внутреннего сгорания, а переходить на электромобили или пересаживаться на общественный транспорт. По подсчетам французского правительства, этот «зеленый налог» должен был обеспечить доходы в бюджет в размере € 3,9 млрд. в течение следующего года. Эти средства должны были направлены преимущественно для того, чтобы закрыть дефицит бюджета, а также для финансирования перехода страны на более экологичную транспортную систему.

Решение правительства о повышении акцизов на топливо и новый налог и спровоцировали масштабные антиправительственные выступления населения. Больше всего, эти решения ударили по водителям автомобилей из провинций, которые ежедневно ездят на работу в большие города и не могут пересесть на общественный транспорт из-за того, что он практически отсутвует в сельской зоне.

Цены на топливо выросли лишь на несколько центов. Неужели именно это стало причиной такого масштабного протеста?

Конечно, нет. Повышение акцизов на горючее стало просто последней каплей в отношениях общества и власти, которые обострялись в течение многих десятилетий. Проблемы росли и углублялись с каждым годом и после каждых выборов. Основные из них следующие:

  • ·         Углубление разрыва между богатыми и бедными;
  • ·         Рост налогов и цен на продовольствие и бензин;
  • ·         Экономическая стагнация и низкие темпы роста, ухудшения благосостояния французов;
  • ·         Кризис представительной демократии как концепции в условиях научно-технологической революции;
  • ·         Устарелость идей Пятой французской республики и спрос на обновление элит и самой политической системы;
  • ·         Оторванность французских элит от населения в ментальном, культурном и социальном плане.

С момента смерти многолетнего послевоенного лидера Франции Шарля де Голля, во Франции неоднократно возникали дискуссии о реформировании политической системы, которая имела свои недостатки. Часть людей выступала за изменения Конституции и провозглашение Шестой республики, например, ввести парламентскую республику и отменить должность президента. Собственно, поэтому не удивительно, что во время протестов «желтых жилетов» часть людей требовала реформирования системы и ослабление роли президента с введением элементов прямой демократии (референдумов, народных голосований, механизмов отзыва депутатов и т. п).

Кроме того, часть французов считает, что их политические элиты слишком «оторваны» от народа. Например, многие из депутатов, министров и чиновников являются богачами и, по мнению людей, не озабочены проблемами обычных граждан. Богатые французы платят налоги в офшорных зонах, например, в соседнем Люксембурге, в то время как простые люди вынуждены платить из своих карманов без никаких льгот и бонусов. Таких примеров немало, и в последнее время они раскололи французское общество. Люди не знают, за кого голосовать. Они ищут новых лидеров, которые смогут решить сложные проблемы простым путем.

На последних парламентских выборах в 2017 году за партию Эммануэля Макрона проголосовало 24%. В то же время за национал-популистов Марин ле Пен – 21,30%, за лево-радикалов Жана-Люка Меланшона – 19,58%, а за правых консерваторов из партии «Республиканцы» 20%. При этом не пришли на выборы почти 25% граждан. Как вы можете увидеть, за каждую из политических сил проголосовало практически равное количество граждан. А четверть населения не пришли на выборы. Эта картинка отражает, насколько глубоким стал раскол и неопределенность французов относительно политики.

В течение последних лет французская общественность поднимала и вопрос контроля за властью. С каждыми выборами во Франции явка избирателей на них становится все ниже. Люди быстрее разочаровываются своими правителями и выходят на протесты. Эммануэль Макрон лишь за год потерял более 20% своего рейтинга. Часть его избирателей считает, что он обманул их, когда обещал усиливать социальную справедливость в государстве. А механизмов контроля за властью у французов не так много. В 2017 году правительство приняло закон о тайне деловой информации, который существенно осложнил для журналистов проведение расследований, в том числе сомнительных коррупционных схем. Это еще больше разозлило людей, которые начали терять веру в традиционные инструменты общественного контроля, такие как СМИ. В какой-то момент, населения во Франции (и в Европе в целом) вдруг понятно, что ни президент, ни правительство, ни депутаты парламента не представляют их интересы. А выборы – это просто трата времени. Не удивительно, что «желтые жилеты» очень боялись назначить официальных лидеров своего движения, которые бы вели переговоры с властью. Они считали, что те очень быстро пойдут на сделку с правительством и станут политиками, тем самым бросив своих собратьев и став по статусу выше их.

Поэтому протесты во Франции – это больше, чем просто о ценах на бензин. Это многолетнее противостояние между обществом и властью и попытка переосмыслить основы функционирования Французской республики.

Я постоянно слышу про какие-то протесты, забастовки и демонстрации во Франции. Что не так с этими французами?

Протесты, демонстрации, забастовки – все это часть политической культуры Франции. Как только появляется какая-то проблема, французы выходят на улицы, полагая, что это – наиболее надежный способ выразить свой протест и заставить власть пойти на уступки. Протестная уличная культура закрепилась во Франции довольно прочно, еще со времен Великой Французской Революции конца XVIII века.

Что ждет Францию дальше?

В ответ на масштабные демонстрации, которые нанесли огромный ущерб Парижу и экономике, президент Эммануэль Макрон ввел мораторий на повышение налогов на топливо на следующие полгода. Однако протесты не прекратились, а часть демонстрантов начала выдвигать политические требования, такие как отставка президента и изменение политической системы.

Французское правительство рассчитывает на то, что демонстрации начнут спадать, а количество их участников уменьшится. В конце концов, протесты раздражают жителей самого Парижа. Далеко не все поддерживают демонстрантов, особенно когда начинаются погромы и сжигание автомобилей и магазинов. Правительство Макрона не хочет уходить в отставку и пользуются тем, что «желтые жилеты» пока что не имеют политической окраски.

Впрочем, обострение противостояния вполне вероятно в случае каких-либо эксцессов и, если правительство опять пойдет на введение непопулярных экономических реформ. В любом случае, протесты во Франции показали конец традиционного привычного для нас порядка.