Удивительной красоты девушка, высокая, стройная, как «русская березка». Когда своей стремительной походкой проходила она по коридорам института кинематографии, все расступались в стороны, такой силой от нее веяло. Имея внутри себя несгибаемый стержень, она была хрупка здоровьем, что, однако, не промешало ей создать шедевры в киноискусстве.

Юность

Жизнь Ларисы началась в небольшом городке Артёмовске, что в Донецкой области. Дата рождения – 6 января 1938 года. Впоследствии они с мамой переехали в Киев, где девочка и увлеклась кинематографией. Не кино, что свойственно было бы ребенку, а именно процессом его создания. Случайно попав в последнем классе школы на киностудию, она частенько потом, тайно от матери, туда бегала. От кого-то узнала, где учат на режиссеров и после окончания школы заявила, что поедет в Москву поступать. Мама не верила, что затея принесет какие-то плоды, но перечить не стала. Девушке было 16 лет.

Во ВГИКе у нее даже документы принимать не хотели, но увидев красоту и стать юной абитуриентки, посоветовали идти на актерский. Ответ поразил: «Это рабская профессия!» - сказала девушка, блеснув огромными глазами. Приняли.

Ей несказанно повезло, в тот год курс набирал знаменитый Александр Петрович Довженко. Под его руководством Шепитько постигала азы профессии, у него училась бескомпромиссному отношению к творчеству, жизни «на звенящей струне», гармонии и красоте.

Когда его через полтора года не стало, она хотела даже бросить учебу, настолько велик был диссонанс с новым руководителем курса.

Будучи студенткой, красавица студентка успела сняться в нескольких фильмах и телеспектакле, большей частью в эпизодических ролях.

Свой путь

В качестве дипломной работы выпускница выбрала экранизацию повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз», снимать который поехала в Киргизию, на вновь созданную киностудию.

Тяжелые условия съемок, непосильные, порой, мужчинам, натура в голой степи под палящим солнцем, отсутствие творческой помощи, тяжелая болезнь не сломили начинающего режиссера. Работа была сдана в срок. Она доказала свое право на «мужскую» профессию.

В фильмографии неистового режиссера всего 8 фильмов, девятый она смогла только начать, но каждый из них – откровение. Строгая и решительная, порой, даже жесткая, она с материнской любовью относилась к снимавшимся у нее актерам. Много работала с ними, учила, недаром после выхода ее фильмов, артисты становились знаменитыми и шли, как говорится, нарасхват.

В пяти своих работах сама явилась соавтором сценаристов, стремясь донести свое понимание сюжета до зрителей.

Высокого звания заслуженного деятеля искусств РСФСР Лариса Ефимовна Шепитько была удостоена в 74-м году.

Шепитько была максималисткой во всем. Не мудрено, что постоянно возникало недопонимание с начальством, некоторые картины даже попали на полку. Так чуть не случилось и с главным трудом ее творческой жизни – киноработой «Восхождение».

Восхождение

Фильм – экранизация повести белорусского писателя – фронтовика Василя Быкова вышел в свет в 1976 году. Четыре года режиссер добивалась разрешения на съемки картины, потому что поняла – это ЕЕ: понимание действительности и отношения к ней, выбор между жизнью и совестью, отношение к духовному восхождению и предательству.

Не удивительно, что картина «Восхождение» собрала около десятка наград, в том числе и зарубежных. Кинорежиссер Лариса Шепитько стала знаменитой на весь мир.

Ее приглашали работать в Голливуд, она знакома была с многими мировыми знаменитостями, известный Френсис Коппола советовался с ней по некоторым моментам своего «Апокалипсиса», но Шепитько отказалась.

 Впереди было начало работы над «Матерой» и конец ее.

Семейное счастье

Еще в стенах института молодая студентка познакомилась с Элемом Климовым, но ухаживания отвергла. Она вообще к этому строго относилась.

Встретились они уже на съемках дипломной работы над фильмом «Зной», название придумано Элемом. И больше не расставались.

В 1963-м молодые поженились, и почти на пятнадцать лет дом их стал не только семьей, но и творческой мастерской. Удивительно единые по духу люди прошли по недолгой супружеской судьбе, помогая друг другу и радуясь успехам, хотя были и размолвки, особенно, когда жена стала знаменитой.

В 73-м родился их единственный сын Антошка, чуть не стоивший матери жизни.

Элем до смерти не смог себе простить, что подтолкнул сам жену к съемкам «Матеры», отправляясь на которые она погибла.

Как памятник – фильм снял Климов картину «Лариса». Памятник честному, чистому и светлому человеку.

Фильмография:

1956 – «Слепой кухарь»

1957 – «Живая вода»

1963 – «Зной»

1966 – «Крылья»

1967-1987 – «Родина электричества»

1969 – «В тринадцатом часу ночи»

1971 – «Ты и я»

1976 – «Восхождение»

1981 – «Прощание» (только начало)