Ее называют яркой кометой, пролетевшей по «кинонебосклону» в семидесятых годах прошлого столетия. Сейчас Лариса Шепитько во мнении зрителей находится в одном ряду с такими знаменитостями, как Андрей Тарковский и Алексей Герман. В то время, когда она снимала свои картины, не было понятия «артхаус», однако именно в этом жанре она творила: ее кино могут не понять обыватели, а люди интеллектуальные многое в нем увидят и поймут.

Детство и юность

Родилась Лариса в 1938 году, в Донецкой области, в городе Артемовске. Ее мама – Ефросинья Ткач, была учительницей, папа в семье не жил, поэтому было не очень легко прожить на учительскую зарплату. Лариса не простила предательства отца и считала, что его у нее не было. Всю войну семья бедовала в своем городке, а после войны мама перевезла своих троих детей во Львов.

В этом городе и случилось судьбоносное событие: Лариса попала на съемки фильма «Овод», которые проходили во Львове. Она могла наблюдать за артистами целыми днями, однако интересней других ей показалась работа режиссера. В то время она влюбилась в эту профессию навсегда.

Поэтому после школы поехала поступать во ВГИК, на режиссерский факультет. Мама пожелала ей счастливой дороги и скорого возвращения – была уверена, что дочь не поступит. В комиссии с недоумением смотрели на юную красавицу, которая хотела научиться «мужской профессии». Однако Лариса была тверда в своем решении, и, не согласившись идти на актерский, поступила на режиссуру.

Карьера режиссера

Лариса всегда отличалась сильным характером. Пока ее педагогом во ВГИКе был знаменитый Александр Довженко, училась она хорошо. Еще бы – учиться у кумира миллионов советских людей, у светоча советского кинематографа! Однако через два года Довженко умер, и Лариса едва не ушла из ВУЗа из-за нового педагога – Михаила Чиаурели. Однако позже страсти улеглись, и юный режиссер продолжила обучение.

Был у Ларисы период в жизни, когда она пробовала сниматься в кино: еще студенткой показалась в эпизоде в «Карнавальной ночи», затем сыграла небольшую роль в «Поэме о море», а в 1960-м также снялась в двух картинах в эпизодах: «Таврия» и «Обыкновенная история».

Однако это было не ее занятие, и о профессии актера она говорила, что это «рабская работа», имея в виду то, что актер только делает то, что говорит ему режиссер, не имея возможности привнести в образ, а тем более в сюжет что-то свое. Поэтому Лариса все силы отдавала режиссерской профессии.

Еще во ВГИКе она сняла две короткометражки: «Слепой кухарь» (1956) и «Живая вода» (1957). Эти курсовые проекты стали своеобразным свидетельством рождения нового, неординарного режиссера – яркого, с нестандартным мышлением. Она не хотела снимать «кино для всех», потому что на все имела свой взгляд – острый и правдивый.

Настоящий режиссерский дебют Ларисы Шепитько произошел в 1963 году – она сняла короткометражку «Зной» по повести Айтматова, на киностудии «Киргизфильм». Съемки проходили в Киргизии, в сорокаградусную жару, и все удивлялись целеустремленности и силе воли начинающего режиссера – Лариса работала яростно и одержимо, не щадя себя.  

Усилия были вознаграждены: фильм «Зной» получил премию Международного кинофестиваля в Карловых Варах и награду I Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде.

В 1966 году Шепитько снимает еще один фильм – драму «Крылья», которая была тепло принята зрителями, критиками, и режиссер даже свозила картину на показ в Париж, где все восторгались красотой русской девушки, признав ее красивейшей женщиной Европы. Лариса Ефимовна на равных общалась с такими мэтрами кино, как Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола.

В 1967 году началась черная полоса в жизни талантливого и признанного режиссера: ее картина «Родина электричества» не прошла цензуру, и чиновники от кино распорядились уничтожить пленку. По счастливой случайности пленка уцелела, картину восстановили и она участвовала в показах на разных фестивалях, но только через 20 лет после запрета..

Через два года новый провал: комедия «В тринадцатом часу ночи» с участием таких замечательных артистов, как Анатолий Папанов, Георгий Вицин, Спартак Мишулин, Зиновий Гердт не попала на экраны. Это был большой удар – уходило время, а с ним желание работать.  

Однако Шепитько продолжала снимать фильмы на актуальные темы. Пример тому – картина «Ты и я» (1971). В не поднимались многие проблемы современников, однако цензоры снова вырезали самые значимые кадры. 

Наконец в середине 70-х пришел успех с фильмом «Восхождение» по повести Василя Быкова, тема – предательство. Этот фильм назвали «свиданием с совестью». После этого фильма и режиссер, и актеры Анатолий Солоницын, Владимир Гостюхин и Борис Плотников стали знаменитыми. Однако если бы не Петр Машеров – первый секретарь КПСС в Белоруссии, этот фильм тоже мог бы лечь на полку.

Позже картина была награждена «Золотым медведем» на Берлинском кинофестивале, стала победительницей на Венецианском биеннале. Во многом благодаря этой картине Ларисе Шепитько присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Последний фильм «Прощание с Матерой» по произведениям Валентина Распутина Лариса Ефимовна снять не успела – съемочная бригада погибла в автокатастрофе. Фильм закончил Элем Климов, премьера прошла в 1981 году.

Личная жизнь

Их было двое – талантливых режиссеров и красивых людей: Элем Климов и Лариса Шепитько, и не встретиться они просто не могли. Тем более, что оба учились во ВГИКе. Они познакомились, поженились, а в 1963 году  у них родился сын Антон.

Они всегда чувствовали друг друга, и когда Волга, на которой ехала Лариса и члены съемочной группы врезалась в грузовик, Элем увидел точно такую картину во сне и в ужасе проснулся. А через несколько часов ему сообщили о гибели жены.

Лариса знала, что погибнет именно так – за год до этого случая она была у Ванги, и та ей рассказала об этом.

Сын двух замечательных режиссеров Антон Климов – журналист. Он бывает на кинофестивалях, где показывают картины Ларисы Шепитько, рассказывает о своих знаменитых родителях.