Биография: детство и годы учебы

Имея немецкие корни, великий режиссер получил при рождении имя Карл Казимир Теодор, его настоящая фамилия – Майергольд. Он родился в Пензе 28 января 1874 года. Глава семейства владел винно-водочным производством, был с детьми строг и придирчив. Мать увлекалась, театром, музыкой, искусством. У Карла Майергольда было две сестры и пять братьев.

Учеба во второй мужской гимназии в Пензе давалась ему нелегко, юноша трижды оставался на второй год. Поэтому окончил это учебное заведение лишь в 1895. Тогда же Карл получил русский паспорт, сменив имя на Всеволода и немного изменив фамилию. От лютеранской веры, в которой его вырастили, он отказался в пользу православия. Свое новое имя Мейерхольд выбрал неслучайно, а в честь любимого писателя и поэта Всеволода Гаршина.

Продолжить образование он решил на юридическом факультете Императорского Московского университета. Однако интерес к театру вскоре пересилил, и в 1896 Мейерхольд переходит на второй курс музыкально-театрального училища при Московском филармоническом обществе. Он попадает в класс, которым руководил великий педагог и режиссер Владимир Иванович Немирович-Данченко. В годы учебы Всеволод Эмильевич впервые задумывается о режиссерской профессии.

Творческая деятельность

Став выпускником театрального училища, в 1898 Мейерхольд получил работу в Московском Художественном театре. Одним из его основателей был Немирович-Данченко, который хотел продолжить сотрудничество со своими талантливыми учениками на большой сцене. Вместе с Мейерхольдом в новый театр пришли его сокурсники – будущие звезды Ольга Книппер и Иван Москвин.

Под руководством гениального режиссерского дуэта Станиславский-Немирович-Данченко молодой актер играл интересные, разноплановые роли:

  • Василий Шуйский («Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого);
  • Иоанн Грозный («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого);
  • Треплев и Тузенбах («Чайка» и «Три сестры» А. П. Чехова);
  •  принц Арагонский («Венецианский купец» У. Шекспира).

По-прежнему мечтая о режиссерской деятельности, в 1902 году Мейерхольд  покинул МХТ и возглавил театральную труппу в Херсоне. Они называли себя Товариществом новой драмы. «Провинциальный» период имел огромное значение для творчества Всеволода Эмильевича. Именно тогда происходило его становление как режиссера, в поисках новой театральной стилистики он разработал особую символистскую систему. И хотя постановки выходили одна за другой, исключая долгую проработку и репетиции, театр имел  огромный успех. За 3 года публике представили около 200 спектаклей, артисты много гастролировали.

Впервые громко заявив о себе, Мейерхольд вновь привлек внимание Станиславского. В 1905 он приглашает молодого режиссера возглавить Театр-студию на Поварской улице. Однако два гения очень быстро поняли, что не могут работать вместе. Ни один спектакль, подготовленный Мейерхольдом, широкая публика так и не увидела, а сам он вернулся в свой провинциальный театр.

В 1906 Всеволод Эмильевич по личному приглашению Веры Комиссаржевской на один сезон становится режиссером-постановщиком в Драматическом театре Петербурга, созданном великой актрисой. Он выпускает 13 спектаклей, но после нескольких громких провалов их сотрудничество заканчивается. Последняя работа – спектакль «Балаганчик» А. Блока – негласно открывает в России эпоху «театра условности».

1907-1917 года Мейерхольд работает в Александринском и Мариинском театрах, обращается в сторону классики. После Октябрьской революции он становится на сторону новой власти, вступает в коммунистическую партию. Следуя веяниям нового времени, в 1918 ставит «Мистерию-буфф» В. Маяковского, за оформление спектакля отвечает художник Каземир Малевич. Одновременно занимается педагогической деятельностью, уделяя особое внимание своей собственной системе упражнений для актеров «Биомеханика». В отличие от метода переживания, разработанного Станиславским, Мейерхольд предлагает прямо противоположный прием. По его мнению, актерская игра должна идти от внешнего к внутреннему содержанию роли.

Во время гастролей в Крыму в 1919 режиссер попал в руки белой контрразведки, полгода находился в тюрьме и лишь чудом избежал расстрела. Вернувшись домой, в 1920 он предлагает программу реформирования и политизации театра «Театральный Октябрь». Несколько месяцев работает в Театральном отделе Наркомпроса.

7 ноября 1920 в Москве открылся Государственный театр имени Мейерхольда, просуществовавший вплоть до 1938. Среди наиболее известных постановок режиссера в этот период можно назвать:

  • «Союз молодежи» Г. Ибсена (1921);
  • «Лес» А. Н. Островского (1924);
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя (1926);
  • «Клоп» В. Маяковского (1929);
  • «Баня» В. Маяковского (1930);
  • «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина (1933);
  • «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934).

7 января 1938 театр закрыли, обвинив его создателя и руководителя в «антиобщественной атмосфере, подхалимстве, зажиме самокритики, самовлюблённости».

Личная жизнь

Впервые Мейерхольд женился в 1896 году на своей ровеснице Ольге Мунт (1874-1940). Они познакомились в Пензе, когда вместе участвовали в любительских спектаклях. В этом браке режиссер стал отцом трех дочерей – Марии (1897-1929), Татьяны (1902-1986), Ирины (1905-1981).

Во время работы в Наркомпросе он познакомился с актрисой Зинаидой Райх, а в 1921 она стала студенткой Высших режиссерских мастерских в Москве, которыми руководил Мейерхольд. Невзирая на двадцатилетнюю разницу в возрасте, он оставил первую семью и женился на Райх в 1922. Режиссер заботился и растил сына и дочь жены от брака с Сергеем Есениным. Вторая супруга Мейерхольда была убита 15 июля 1939 года в своей квартире спустя 24 дня после его ареста. Это преступление до сих пор хранит множество тайн и загадок.

Арест и смерть

Арест Мейерхольда состоялся 20 июня 1939 года в Ленинграде. Против него выдвинули обвинения в контрреволюционной деятельности. После трех недель издевательств и пыток он подписал навязанные следствием показания. Верховный суд СССР 1 февраля 1940 приговорил режиссера к расстрелу, а уже на следующий день приговор привели в исполнение. Прах Мейерхольда был кремирован и захоронен в общей могиле.

Только спустя 15 лет режиссера реабилитировали посмертно. Внучка Всеволода Эмильевича – Мария Валентей приложила немало усилий для сохранения творческого наследия режиссера. На могиле Зинаиды Райх она также установила памятник, посвященный режиссеру и его музе.