Раннее творчество

Марель Дюшан родился в июле 1887 в Нормандии в многодетной семье нотариуса. В 1904 году он переехал из провинции в Париж с целью получить художественное образование в Академии Жюлиана, но уже через год бросил это учебное заведение и ушел в «свободное плавание».

В ранний период творчества Дюшан явно находился под влиянием таких мастеров, как Поль Сезанн и Анри Матисс. Он создавал смелые по цветовым решениям картины, но все же не выходил за рамки традиционных течений.

Затем Дюшан как художник стал дрейфовать в сторону кубизма. В 1912-м он создал полотно с красивым названием «Обнаженная, спускающаяся с лестницы». Сам автор пояснял, что хотел в этой работе показать движение с помощью статических средств. Фактически он совместил на двумерной плоскости несколько изображений одной и той же абстрактной женской фигуры. Картина многим поначалу показалась спорной — ее не приняли даже художники-кубисты. Но сейчас это произведение считается классикой модернистского искусства.

Реди-мейды Дюшана

В 1913 году двадцатипятилетний Дюшан осознал, что станковая живопись ему больше не интересна, и выдвинул концепцию «реди-мейдов» («готовых продуктов»). По мнению Марселя Дюшана, любой банальный предмет, который художник выбрал среди многих других, подписал и выставил на публичное обозрение, можно считать произведением искусства. Суть данной концепции прекрасно выражают, допустим, такие работы Дюшана, как «Велосипедное колесо» (год создания — 1913) и «Сушилка для бутылок» (1914)

В 1915 году художник, которого не взяли в воюющую на фронтах Первой мировой армию по медицинским показаниям, эмигрировал в США (с этих пор он жил попеременно то в Штатах, то во Франции). На одной из американских арт-выставок 1917 года Дюшан представил свой знаменитый реди-мейд «Фонтан». На деле это был просто повернутый на 180 градусов писсуар с датой и подписью «R. Mutt» (это, разумеется, выдуманная фамилия).

Подобными произведениями Дюшан бросал вызов не только традиционным форматам искусства, но и вообще искусству как таковому. С другой стороны, он давал возможность взглянуть на привычные, утилитарные вещи под совершенно неожиданным углом.

L.H.O.O.Q., «Большое стекло» и «Анемик синема»

В 1919 году Дюшан создал произведение под названием L.H.O.O.Q. Строго говоря, он просто взял репродукцию Моны Лизы и пририсовал девушке аккуратные усы и бородку. В дальнейшем художник сделал еще 38 версий L.H.O.O.Q. в разных размерах и стилистиках.

С 1915 по 1923 год Дюшан работал над самым масштабным своим творением — «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах» (другое общепринятое название «Большое стекло»). Основой этой композиции являются две одинаковых стеклянных пластины, установленные одна на другую и разделенные алюминиевой рамой. На нижней пластине изображаются «девять холостяков». Их силуэты напоминают прищепки, и все они связаны с находящимся справа странным механическим аппаратом. Что касается верхней пластины, то она отдана на откуп «невесте». Эта «невеста» являет собой несимметричную конструкцию, состоящую из стержней, цилиндров, проводов и высверленных квадратов. Общий размер «Большого стекла» — 272 на 176 сантиметров.

В двадцатые годы Марсель Дюшан нередко участвовал в публичных акциях дадаистов и сюрреалистов, печатался в их журналах и альманахах.

Отметился художник-новатор в это время и в авангардном кинематографе. В 1924 году он снялся в немой короткометражке «Антракт», режиссером которой являлся Рене Клер. Еще два года спустя, в 1926-м, Дюшан совместно с другим авангардистом Маном Реем создал удивительный фильм «Анемик синема». В этом фильме показываются, в основном, геометрические объекты и шахматные комбинации. В титрах в качестве одного из авторов указывается Роза Селяви — это самый знаменитый псевдоним Дюшана.

Жизнь художника после 1926 года

В 1927 году Дюшан, которому тогда было около сорока, женился в первый раз — на 24-летней Лидии Сазарен-Левассор (Дюшана познакомили с ней друзья). Впрочем, пробыли вместе они недолго — всего полгода. Проблема была в том, что Марсель уделял супруге очень мало внимания, предпочитая проводить часы досуга за шахматной доской или в своей студии.

В 1934 году художник собрал свои разрозненные заметки по теории искусства и выпустил их под общим заголовком «Зеленый ящик». После этого Дюшан сконцентрировался на любимых шахматах и почти перестал заниматься художественным творчеством. Это, впрочем, не мешало ему оставаться уважаемой фигурой в среде европейских и американских авангардистов.

В 1954 году Марсель Дюшан женился на Алексине Саттлер, с которой познакомился в США. Алексина, в отличие от первой жены художника, хорошо разбиралась в искусстве и разделяла увлечение мужа шахматами. В конечном счете Марсель и Алексина прожили вместе около четырнадцати лет.

Умер авангардист Дюшан во Франции в коммуне Нейи-сюр-Сен 1 октября 1968 года.