Спидометр – один из бортовых приборов в автомобиле, расположен на приборной панели, необходим, чтобы мгновенно определять, с какой скоростью движется авто. Его данные измеряются в километрах (км/ч), а в некоторых зарубежных странах – в милях (м/ч). Этот прибор бывает аналогового (механического) типа и цифрового.

Как он работает?

У авто с задним приводом этот прибор считывает информацию со вторичного вала КПП и отталкиваясь от нее, подсчитывает скорость движения. Таким образом, на точность его данных влияет размер покрышек, передаточное число редуктора заднего моста и точность самого спидометра.

На многих современных автомобилях вместо привычного аналогового спидометра установлен цифровой. Таким прибором удобно считывать информацию, но он имеет инертность. К примеру, когда движение происходит по шоссе при скорости 120 км/ч, достаточно сложно быстро снизить ее до 79 км/ч.

На авто с передним приводом спидометр рассчитывает скорость движения, считывая данные с привода левого колеса. Это говорит о том, что к неточности прибора и зависимости от размера покрышки нужно добавить эффект от закругления дорожного полотна: при повороте влево показания прибора немного меньше, чем на прямой дороге, а при повороте вправо показания будут немного больше.

Почему спидометр может врать?

В случае с этим прибором легко понять его неточность в большую сторону. В первую очередь это уменьшает риск нарушения водителем скорости движения и получения штрафа. На втором плане тот факт, что при заниженных показаниях скорости автовладельцы подавали бы в суд на производителей авто и доказывали бы, что ДТП и штрафы – это вина неправильной работы измерителя.

Вся проблема заключается в том, что ему намного сложнее показывать точные данные, чем остальным измерительным приборам автомобиля. Это зависит от того, что скорость езды чаще всего измеряется по скорости вращения колес. В свою очередь, на эту скорость влияет размер колеса, а это изменчивая цифра.

Сейчас производят приборы, имеющие неточность в 10%, но скорость при этом должна быть 200 км/ч. Это обычно изменяющийся параметр, то есть при движении на скорости 110 км/ч отклонение составит 5-10 км/ч, а если ехать 60 км/ч и меньше, то неточность совсем незначительна.

Как сказывается замена штатных покрышек на точность прибора?

Когда покрышки 185/60R14 заменяются на 195/55R15 точность прибора изменится на 2,5%. Вроде бы немного, но как это сложится с точностью прибора, с износом покрышек и давлением в них – неизвестно. Стоит заметить, что низкое давление тоже влияет на точность данных.

Какие бывают неисправности спидометра?

 Основные неисправности бывают следующие:

  • разрушаются шестерни червячной передачи, зачастую они пластиковые;
  • обламывается трос в точке зацепления со скоростным узлом, вкрученным в коробку переключения передач;
  • окисляются контакты датчика, обламываются провода электропитания (для самостоятельной проверки питания понадобится использование мультиметра);
  • возникают неполадки в электрике, располагающейся внутри щитка приборов.

Спидометр рассчитан на мили, а как эти данные посчитать в километрах?

Это относится к американским машинам. Здесь все просто: 1 миля равняется 1,6 км. Это означает, что когда прибор показывает 90 м/ч, то это будет 144 км/ч. То есть нужно 90 умножить на 1,6. При обратном подсчете нужно делить на 1,6.