Годы ученичества и пребывание в Италии

Карл Брюллов родился в 1899 году в Петербурге, в семье архитектора Павла Брюлло, француза по происхождению. Уже в девять лет Карл стал учеником Академии художеств. И здесь в нем очень быстро разглядели талант — преподавателей поражала его способность превращать банальные этюды в завершенные картины.

В 1821 году Карл Павлович окончил Академию с золотой медалью. Ему ее дали за картину на библейскую тематику «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». Еще через год талантливому молодому человеку выпала возможность отправиться в Италию и продолжить образование за счет меценатов. На Аппенинском полуострове он изучал художников Эпохи Возрождения и античное искусство. Итальянская природа Брюллова очаровала, и он в итоге прожил в этой стране тринадцать лет — до 1835 года.

В двадцатые годы художник создал, например, такие картины, как «Итальянское утро», «Полдень», «Прерванное свидание», «Сон бабушки и внучки». Эти полотна характеризуются обилием солнечного света и теплых красок, в них живописец недвусмысленно воспевает молодость и красоту.

Успех «Последнего дня Помпеи» и переезд в Петербург

В 1827 году Карл Брюллов посетил раскопки древнего города Помпеи, который был уничтожен извержением вулкана Везувия в I веке нашей эры. Вдохновившись увиденным, Брюллов начал работу над главным своим творением — полотном «Последний день Помпеи». Он писал эту картину достаточно долго — с 1830 по 1833 год. И здесь живописцу удалось выразить мысль о способности человека сохранять достоинство даже перед лицом смерти. А еще это полотно выделялось среди других тем, что здесь была изображена не отдельная личность, а целая масса людей в минуту катастрофы.

«Последний день Помпеи» произвел настоящий фурор в мире изобразительного искусства. В скором времени это полотно увидел и император Николай I. Оно впечатлило самодержца, и он пожелал лично встретиться со знаменитым художником. В 1836 году Брюллов наконец-то возвратился в родной Петербург. Его сразу же сделали профессором Академии художеств и поставили руководить так называемым классом исторической живописи. При этом Брюллов продолжал писать картины, в частности, портреты высокопоставленных особ.

Дальнейшая судьба художника

В начале 1839 года Карл Павлович в первый (и в последний) раз связал себя брачными узами. Его женой стала восемнадцатилетняя Эмилия Тимм —дочка градоначальника Риги. Однако через месяц любовь закончилась и супруги разошлись. По какой именно причине это произошло, не ясно, на этот счет существуют разные мнения. Разумеется, были у Брюллова в жизни и романы с другими женщинами, например, его связывали длительные отношения с миловидной графиней Юлией Самойловой.

В сороковых годах Карл Павлович принимал участие в росписи лютеранской Церкви Святых Петра и Павла, Исаакиевского и Казанского соборов и создал множество потрясающих этюдов и эскизов на религиозные темы (сейчас они хранятся в Русском музее). В 1848 году Брюллов вынужден был прекратить работу над росписью религиозных объектов, у него стал развиваться ревматизм и возникли проблемы с сердцем.

Врачи рекомендовали ему сменить климат, и он в апреле 1849 года отправился на португальский остров Мадейра. Через полтора года, то есть в конце 1850 года, он перебрался в Италию, в городок Манциана, для того, чтобы пройти курс терапии с использованием местных минеральных вод. 23 июня 1852 года у художника случился приступ, и он умер. Похоронен живописец был в Италии на кладбище Тестаччо.