Языковая способность изучается в психологии и лингвистике. Является ли она генетической или становится результатом психического развития? Современные ученые не могут точно ответить на этот вопрос. Однако, наблюдая за ребенком, можно заметить: за первые годы своей жизни он овладевает сложной коммуникативной системой.

Передается ли национальный язык по наследству?

Эксперименты проводились еще в древние времена. Хан Акбар решил узнать, какой язык является самым древним. По его замыслу, таким должен был стать язык, на котором заговорят дети, если их не обучать. Для этого он собрал 12 младенцев разной национальности и поселил в замке. Следили за ними немые кормильцы. Когда дети достигли 12-летнего возраста, хан пригласил их в свой дворец. Однако результат его разочаровал: дети не говорили ни на каком языке. Выражение своих мыслей, желаний осуществлялось с помощью жестов.

О другом опыте слышали многие. Речь идет о «феномене Маугли». В 1920 году были найдены две девочки, которые жили в волчьем логове. По своему поведению они были очень похожи на волков. Младшая девочка умерла через год, а старшая – через 10 лет. Последняя только через три года стала произносить звуки человеческой речи.

Проводились и другие эксперименты. Они доказали, что конкретный язык по наследству не передается. Способности, как и ум, развиваются. Любой человек может научиться:

  • хорошо рисовать;
  • правильно писать;
  • логически мыслить;
  • осваивать иностранные языки.

Предрасположенность к звуковой коммуникации

Во второй половине 19 века были проведены исследования человеческого мозга. Было выявлено, что есть специальные зоны, отвечающие за формирование речи. В 1861 году французский анатом П. Брока показал: поражение задней трети первой лобной извилины левого полушария приводит к тому, что человек теряет возможность говорить. Однако понимание обращенной речи сохранялось.

Через 30 лет немецкий психиатр К. Вернике доказал, что пациенты с нарушением трети первой височной извилины левого полушария сохраняют способность говорить, но не понимают обращенной речи. В ходе развития было выявлено, что речевой процесс опирается на ряд совместно работающих зон мозговой коры. Каждая имеет свое значение.

Таким образом, существует наследственно передаваемая способность к речи и языку. Однако конкретный язык по наследству не передается. Поэтому способность к овладению любой иностранной речи является врожденной, но формируется только в процессе развития и обучения.