Что такое dubstep

Дабстеп (англ.: dubstep) – это сравнительно новый музыкальный жанр. Он появился в первые годы нового тысячелетия в южном Лондоне, став одним из ответвлений модного в то время стиля «гэридж». По своему звучанию дабстеп этот стиль характеризуется своеобразным темпом – от 130 до 150 ударов в минуту. Ему свойственны также «комканный» низкочастотный бас, в котором присутствует звуковое искажение, и разреженный брейкбит за заднем плане. Дабстеп чем-то сходен с хардстайлом: здесь тоже присутствуют малый барабан и «резкая бочка».

Dubstep: возникновение жанра

Еще в 90-е годы прошлого столетия в Британии стал пользоваться популярностью стиль гараж-хаус. Этот жанр электронной танцевальной музыки прибыл из Соединенных Штатов. На Британских островах этот жанр распался на две разновидности: поначалу появился спид-гэридж, а концу десятилетий в моду вошел тустеп. Уже в 1999 году тустеп стал видоизменяться. Он приобрел «темное» звучание, в котором выделялась басовая партия. Одним из первых звучание в стиле тустеп стали продвигать музыканты из Кройдона, пригорода Лондона.

На фоне этих трансформаций Сара Локхард и Нил Джоллифф в 2000 году стали устраивать вечеринки, которые ориентировались на новое звучание уже ставшего популярным тустепа.

Вечеринки получили название Forward. Изначально их устраивали в популярном клубе Velvet Rooms, а через пять лет организаторы перенесли их в Plastic People. В проведении музыкальных мероприятий участвовал диджей Hatcha. В 2001 году он стал также ведущим первой радио-программы о нарождавшемся дабстепе. Шоу велось на пиратской радиостанции Rinse FM.

Звучание нового стиля формировалось в основном на андерграунд-вечеринках. В становлении жанра приняли участие музыканты Benga и Skream. Пионеров нового направления объединял магазин винила Big Apple. Он стал чем-то вроде штаб-квартиры дабстепа. Фактически новый жанр зарождался в общении между хорошо знавшими друг друга музыкантами из Кройдона.

Поначалу эту музыку называли коротко: «138». При этом имелся в виду темп исполнения композиций. Достоверно неизвестно, кто именно дал жанру устоявшееся ныне название «дабстеп». Некоторые любители музыки приписывают авторство Джоллиффу. В 2002 году диджей Kode9 выпустил в свет микс дабстепа, после чего авторство стали приписывать ему. Сам термин dubstep попал на обложки американских журналов в том же 2002 году. После этого название официально закрепилось за новым музыкальным жанром.

Истоки жанра знатоки усматривают в ямайском дабе. Этот стиль ямайского регги отличается акцентом на тяжелом басе и полным отсутствием вокала. На Ямайке дабом называлась инструментальная обработка трека при отсутствии речитатива. Видимо, дабстеп свое название получил из-за похожего звучания. Выделившись из тустепа, дабстеп отрекся от вокала, получил ломанный ритм и басовую партию низкой частоты.

Рост популярности дабстепа

Выходить за сравнительно узкие рамки Forward и радиостанции дабстеп стал в 2003 году. Новый жанр услышали в других клубах и на волнах других радиостанций. Приблизил дабстеп к массовому слушателю диджей Hatcha: в 2004 году он вывел в свет микс в новом жанре. Через пару лет у стиля dubstep появилось множество поклонников и почитателей. На дабстеп со временем обратили внимание серьезные музыкальные издательства (к примеру, Rephlex). Однако какое-то время дабстеп еще находился в «полуподпольных» условиях.

Весной 2005 года в брикстонском элитном клубе Mass прошла вечеринка, на которой присутствовала Мэри Энн Хоббс, ведущая BBC Radio 1. Она решила ближе познакомиться с андеграундным жанром. Дабстеп впечатлил радиоведущую. Вскоре в эфир BBC Radio 1 вышел специальный выпуск, посвященный этой тематике. В течение двух часов слушатели могли познакомиться с несколькими сетами от ряда диджеев дабстепа тех лет, среди них:

  • Skream;
  • Distance;
  • Kode9;
  • Mala;
  • Hatcha.

До эфира dubstep был всего лишь музыкой для узкого круга людей из Кройдона. Теперь жанр обрел подлинную популярность и даже мировую известность.

Очередным толчком к росту известности дабстепа стали два альбома музыканта, известного под псевдонимом Burial. Они вышли в 2006 и 2007 годах. Наибольший успех у музыкальных критиков имел первый альбом: он попал на вершину перечня лучших изданий года. Эти собрания композиций не были жанровыми в чистом виде, но содержали в себе множество элементов дабстепа. Оба альбома помогли дабстепу получить новых исполнителей и слушателей.

Активно развиваться дабстеп начал с 2007 года. К 2009-му году жанр можно было встретить по всему миру, хотя во многом он еще продолжал считаться «подпольной» музыкой. Для выхода из андерграунда понадобилось, чтобы эту музыку стали исполнять популярные музыканты. Таким толчком стал трек всемирно известного рэпера Снуп Догга. С 2010-го года дабстеп стал признаваться хит-парадами. В 2011 году элементы дабстепа использовала в своих выступлениях исполнительница кантри Тейлор Свифт. Одна из ее композиций оказалась на первой строчке хит-парада Billboard.

В настоящее время дабстеп медленно, но верно трансформируется. В качестве противопоставления этому жанру возникла так называемая бэйс-музыка: в ней использованы басовые линии дабстепа и звуки синтезатора на средних частотах. Путаница между этими жанрами привела к дискуссии о том, что же такое «настоящий» дабстеп».

Особенности дабстепа

Услышав хотя бы раз дабстеп, человек не сможет спутать этот жанр с другими музыкальными стилями. Звучание этой музыки проникает в каждую клеточку тела. Дабстеп вобрал в себя все лучшее, что существовало в музыке к концу прошлого тысячелетия. Этот жанр развивается так, как предлагает время.

В дабстепе можно найти многое: от медленных треков с элементами медитативной музыки, до агрессивных ноток, в которых звучит протест. Притягательность этого направления как раз и состоит в многообразии его проявлений.

Первые осторожные эксперименты в области дабстепа представляли собой смесь тустепа, грайма и гэриджа. Не вызывает удивления тот факт, что зарождение направления произошло в Лондоне. Этот город отличается особой атмосферой, его нельзя сравнивать с другими городами Старого Света. Жизнь в Лондоне – это непрестанное движение и взаимодействие с людьми различных культур, разного происхождения. Дабстеп впитал в себя все особенности лондонской жизни.

Основные особенности дабстепа:

  • низкие частоты;
  • «вязкая» басовая подкладка;
  • ломанный брейкбит.

Мелодия в дабстепе служит лишь для создания вполне определенного настроения. Музыканты, работающие в этом жанре, все время находятся в поиске. Поэтому здесь часто можно встретить пульсирующий, меняющийся ритм.

То звучание, которое дабстеп имеет сейчас, сформировалось еще в 1999 году в результате экспериментов с гэриджем. Дабстеп – «великий и ужасный». Вряд ли есть сегодня другое такое же музыкальное направление, которое вызывало бы столь неоднозначную реакцию. Для многих дабстеп стал неким монолитным обелиском, который раскидывает вокруг себя бесчисленные сети самых разных звучаний.

Начинался дабстеп под бетонным покрытием тустепа, где под покровом тайны происходило все самое интересное. Чем дальше – тем больше музыкантов включались в увлекательный процесс формирования нового андеграундного направления. Музыка, которая создавалась в подпольных музыкальных кругах, нравилась молодежи – она несла в себе дух протеста. Понадобилось время, чтобы новый жанр смог подняться на поверхность.

Теперь о дабстепе пишут многие солидные музыкальные издания. О нем снимают фильмы. Тот факт, что dubstep сформировался без мощной поддержки популярной музыкальной прессы, внушает уважение к жанру.

Каждый новый исполнитель привносит в дабстеп что-то новое и неповторимое. Огромную популярность стилю принесло более быстрое звучание, которое придал дабстепу музыкант Skrillex. Другая звезда клубной сцены, Emika, поразила слушателей напряженным и глубоким звучанием. Эти поистине космические, затягивающие звуки очень подходят для размышлений. Эксперты полагают, что дабстеп может считаться не только клубным направлением, но также и сложной и глубокой музыкой, которая способна развивать самое разное настроение.

В настоящее время почти каждая новая композиция этого жанра сопровождается созданием микса. Иногда для того, чтобы услышать нечто по-настоящему стоящее, необходимо отставить в сторону множество однообразных, почти ничем не примечательных треков. Последнее слово остается за слушателем – именно он определяет те композиции дабстепа, которые выйдут в топ.