Что такое Генеральные штаты Франции

Генеральные штаты – такое  название получила одна из ветвей власти во Франции в прежние времена. Здесь были представлены сразу три социальные группы: духовенство, дворяне и так называемое третье сословие. Причем последнее было единственным в стране сословием, которое уплачивало налоги в казну.

У Генеральных штатов были предшественники. Ими стали расширенные заседания королевского совета, куда допускались городские верхи, а также ассамблеи сословий в провинциях.

Генеральные штаты собирались довольно нерегулярно, лишь по мере необходимости – в связи с определенными событиями, происходившими во Франции.

Предпосылки возникновения Генеральных штатов Франции возникли после образования в этой стране централизованного государства, нуждавшегося в эффективном управлении. Рост городов вел к обострению социальных противоречий и расширению классовой борьбы. Власти короля приходилось подстраивать существующую политическую структуру под меняющиеся условия. Королю требовались действенные средства для того, чтобы противостоять мощной оппозиции, в которую входила феодальная олигархия.

В этих условиях в конце XIII века начинает формироваться союз королевской власти и представителей самых разных общественных групп, включая и третье сословие. Союз этот, впрочем, не отличался прочностью и был целиком построен на компромиссах.

Причины созыва Генеральных штатов

Генеральные штаты явились отражением политического компромисса между властью и сословиями страны. Формирование такого социального института положило начало преобразованиям во французском государстве, которое из феодальной монархии стало превращаться в монархию сословно-представительную.

В состав французского государства наряду с королевскими владениями входили земли духовных и светских феодалов, а также многочисленные города, которые обладали рядом прав и вольностей. Власть короля не была безграничной, его авторитета было недостаточно для единоличного принятия решений, касающихся прав третьего сословия. Неокрепшая к тому времени власть монарха остро нуждалась в зримой поддержке всех слоев общества.

Первые в истории Франции Генеральные штаты созвал в 1302 году Филипп IV Красивый.

Причины созыва Генеральных штатов:

  • неудачная военная политика государства;
  • трудности в экономике;
  • конфликт между королем и римским папой.

Правильнее говорить о том, что приведенные события стали поводами для формирования представительного собрания. Истинной же причиной были закономерности становления и развития французской монархии.

Первые Генеральные штаты были совещательным органом при монархе. Орган этот созывался лишь по инициативе самого короля в критические моменты. Целью созыва штатов было оказание помощи правительству. Главное содержание деятельности совещательного органа сводилось к голосованию по вопросам налогообложения.

В Генеральных штатах заседали те, кто представлял собой имущие слои государства. В состав органа входили три сословия:

  • духовенство;
  • дворяне;
  • представители городского населения.

Примерно одну седьмую часть Генеральных штатов составили юристы.

Проведение заседаний

Каждое из представленных в Генеральных штатах сословий проводило отдельные заседания. Совместно сословия собирались только дважды – в 1468 и 1484 годах. Если при обсуждении вопросов в разных социальных группах совещательного органа возникали разногласия, голосование проводилось также по сословиям. Каждое сословие имело один голос вне зависимости от общего числа участвующих. Как правило, два первых (высших) сословия получали перевес над третьим.

Какая-то строгая периодичность созыва Генеральных штатов не устанавливалась. Все главные вопросы деятельности органа решал король. При этом он руководствовался личными соображениями и политическими обстоятельствами. Король определял длительность заседаний и выносимые на обсуждение вопросы.

Вот примеры вопросов, для обсуждения которых королевская власть созывала Генеральные штаты:

  • конфликт с орденом тамплиеров (1038 г.);
  • соглашение с Англией (1359 г.);
  • вопросы, связанные с ведением религиозных войн (1560, 1576 гг.).

Самой же частой причиной созыва совещательного органа при короле были финансовые вопросы. Глава государства часто апеллировал к разным сословиям, чтобы получить санкцию на введение очередного налога.

Усиление роли Генеральных штатов и их закат

В период Столетней войны (1337 – 1453 гг.) значение и роль Генеральных штатов возросли. Объяснялось это тем, что королевская власть в это время испытывала особенно острую нужду в деньгах. Считается, что именно во времена Столетней войны Генеральные штаты достигли наибольшего влияния в государстве. Они стали пользоваться правом утверждения налогов и сборов и даже пытались инициировать создание законов. В своем стремлении избежать злоупотреблений Генеральные штаты перешли к выделению особых должностных лиц, в ведении которых находился сбор налогов.

В XIV веке Францию время от времени потрясали восстания. В этот период Генеральные штаты стали претендовать на особую роль в управлении страной. Однако разобщенность между отдельными сословиями не позволили органу получить дополнительные политические права.

В 1357 году в Париже вспыхнуло восстание горожан. На это время пришелся острый конфликт между властью и Генеральными штатами. В тот момент в деятельности органа принимало участие только третье сословие. Делегаты выдвинули программу реформирования государства. Прежде чем дать согласие на субсидирование власти, представители третьего сословия потребовали, чтобы деньги собирались и расходовались самими представителями штатов. Для этого предлагалось собирать Генеральные штаты раз в три года, невзирая на желание короля.

Однако попытка штатов присвоить себе контрольные, финансовые и частично законодательные полномочия окончилась неудачей. Когда народные волнения пошли на убыль, осмелевшая королевская власть отвергла требования третьего сословия.

Вражда, существовавшая между дворянами и горожанами, не позволила совещательному органу существенно расширить свои права и полномочия, чего добился английский парламент. К середине XV века значительная часть французского общества согласилась с тем, что монарх имеет полное право на введение новых налогов без согласования этих вопросов с Генеральными штатами. Повсеместное введение постоянного прямого налога принесло в казну хорошие доходы и избавило правителей государства от необходимости согласовывать свою финансовую политику с представителями разных сословий.

К завершению XV века во Франции складывается абсолютная монархия в ее завершенном виде. Сама мысль о том, что власть короля может быть ограничена каким-то органом, в то время становится кощунственной. По этим причинам сам институт Генеральных штатов стал катиться к своему упадку.

Периодом, когда роль этого органа вновь возросла, стало время ведения Гугенотских войн. Королевская власть слабела, поэтому два религиозных лагеря сознательно стремились использовать авторитет штатов в своих целях и интересах. Однако раскол в обществе был слишком велик и не позволял обеспечить созыв такого состава депутатов, решения которых могли бы признать легитимными обе враждующие стороны.

В период полного господства абсолютизма Генеральные штаты оказались не у дел. Генрих IV был абсолютным монархом в полном смысле этого слова. Только на заре своего правления он позволил состояться собранию так называемых нотаблей, депутатов которого назначил сам. Собрание ограничилось тем, что утвердило налоги на несколько лет вперед, а затем попросило короля править страной самостоятельно.

В период с 1614 по 1789 год во Франции не было проведено ни одного заседания Генеральных штатов. Его заседание состоялось только в момент острого политического кризиса, следствием которого стала разразившаяся в стране буржуазная революция. 5 мая 1789 года, в критический для себя момент, король в очередной раз созвал Генеральные штаты. Впоследствии это собрание объявило себя высшим представительным и законодательным органом Франции, вступившей в пору революции.

После окончания буржуазной революции наименование Генеральных штатов давалось некоторым представительным органам. Они рассматривали наиболее актуальные вопросы политической жизни и в какой-то мере отражали общественное мнение.