Причины рекордного роста

Рентабельность топлива всегда зависит от внешнеэкономической политики государства, а также от состояния экономики в самой стране. Цена бензина формируется исходя из ряда факторов:

  • стоимость нефти на мировом рынке
  • ставка акцизов
  • величина налогов и сборов
  • расходы на добычу и транспортировку сырья
  • взаимоотношения с иностранными государствами

Резкий скачок цен происходит, когда несколько факторов выстреливают одновременно. Так, падение рубля на мировом рынке и повышение затрат на переработку нефти привели к неизбежному увеличению себестоимости топлива. Рост доллара мгновенно ведет к инфляции, и обойти этот фактор невозможно. Глава Роснефти отмечает, что за последнее время многие заводы закрывались на ремонт, что увеличило рост транспортных затрат.

Российские компании получили дополнительную нагрузку - повышение расходов на переработку нефти и необходимость сдерживать колебания цен на АЗС. Игорь Сечин признает, что эти факторы приводят к уменьшению рентабельности топливного бизнеса и независимые АЗС могут просто лопгуть. Федеральная антимонопольная служба также считает резкое сокращение выпуска бензина одной из главных причин скачка цен. Однако ремонтные работы выполнялись планов, и ожидать продолжительного дефицита бензина не стоит.

Ситуацию обостряет уменьшение объема добычи полезных ископаемых. Проблема берет начало в 2014 году, когда из-за мирового кризиса нефтяные магнаты снизили долю инвестированию в геологоразведку. Растущий спрос на нефть со стороны иностранных государств заставляет крупные топливные компании отправлять основной объем продукции на экспорт в связи повышенной рентабельностью. Нельзя не отметить повышение спроса на возобновляемые энергетические источники, которые по прогнозам аналитиков продолжат составлять конкуренцию нефти.

Прогнозы на будущее

Владимир Путин совместно с кабинетом министров разработал сдерживающие меры, которые призваны стабилизировать цены на бензин и предотвратить дефицит топлива на внутреннем рынке. Было решено перейти на ручное регулирование цен на бензин. Правительство договорилось с главами крупных российских нефтяных компаний о квотировании поставок топлива на внутренний рынок и снизило стоимость акцизов. В качестве превентивной меры рассматривается повышение экспортных пошлин, если продолжится политика роста цен.

Тем времен стоимость бензина хоть и зафиксировалась на «летнем» уровне, но добиться ее падения пока не получается. А одновременное снижение доходов россиян привело к уменьшению числа автовладельцев. Хочется верить, что правительственные меры помогут избежать очередного кризиса и вернуть цены на бензин к адекватному уровню.