Прежде всего, определимся с понятием журналиста-новостника. Сейчас, в эпоху расцвета интернет-СМИ, эта профессия разделилась на два обособленных лагеря:

1. Репортеры, работающие «в поле» и собирающие новости. Они выезжают на место событий, пресс-конференции и другие мероприятия. Это классика новостной работы, ее базис.

2. Новостники-рерайтеры, берущие информацию на других ресурсах и переписывающие ее для своих СМИ. Часть сидит в офисах крупных изданий, большинство работает на дому как копирайтеры (зачастую параллельно занимаясь тем же копирайтингом и другими текстовыми работами).

Чем репортер отличается от новостника-рерайтера?

Чтобы стать репортером, нужно лично прийти в редакцию и устроиться штатным или внештатным журналистом. Журналистское образование желательно, но необязательно (если вы, конечно, не нацелены на международную работу в престижных СМИ). Репортер считается «низовой» журналистской профессией, поэтому на эту работу берут и студентов, и вообще практически всех желающих.

Главное для репортера – мобильность. Умение изложить новость тоже важно, но второстепенно: главное, регулярно приносить «в клюве» свежие новости, а обрабатывать текст будет редактор. Впрочем, совсем уж безграмотных в профессию все-таки не возьмут.

Перспективы карьерного роста:

● переход на более престижные журналистские направления, требующие не только получения, но и аналитической обработки информации;

● поставка изданиям эксклюзивных новостей (исключительно ценятся корреспонденты с личными источникам в различных кругах – политических, светских, спортивных и т.д.);

● специализация на крупных федеральных и международных событиях (включая работу в горячих точках).

Попробовать свои силы в новостной журналистике можно и через интернет: все больше СМИ принимают репортажи от «народных репортеров», особенно в фото- и видеоформатах.

Как стать новостником-рерайтером?

Стать новостником-рерайтером может каждый, кто пишет логично, без ошибок и понимает особенности новостного формата. Сейчас рерайт новостей зачастую относят не к столько к веб-журналистике, сколько к одной из разновидностей копирайтинга (в широком понимании этого термина). Главные особенности работы новостника:

● скорость – в СМИ на рерайт новости, как правило, отводится от 20 минут до часа, на биржах – от 1 до 3 часов;

● ответственность – наполнение новостной ленты должно быть регулярным.

Работа рерайтера на новостной ленте обычно совмещается с подбором фото и выставлением текстов на сайт.

Найти такую работу можно несколькими способами:

1. Устроиться в редакцию СМИ. Наполнение новостной ленты занимает 8-12 часов, это полноценная удаленная работа, а не фриланс. В крупных СМИ есть ночные смены. Главные новостные сайты сражаются за минуты в подаче новостей, чтобы опередить конкурентов. Требования жесткие: например, редактор «Лайфа» однажды выложил в Фейсбуке приказ об увольнении сотрудницы, ночью отлучившейся на 10 минут. Впрочем, есть и редакции с менее напряженным графиком, но все равно следует помнить, что новости хорошим свежими.

Найти работу можно или направив в редакцию резюме или откликнувшись на вакансию. Такие вакансии встречаются и на порталах для поиска работы, и на биржах фрилансеров. Кстати, помимо 7 000 СМИ, с которых собирает новости Яндекс, есть еще множество сайтов, которым агрегатор отказал в регистрации. Иногда СМИ присутствует только в агрегаторе Гугла, только в ленте Яндекса или Рамблера. Есть и СМИ, вообще не зарегистрированные в агрегаторах (критерии отбора жесткие), но там тоже платят.

Не стоит забывать и о новых информационных каналах: например, о площадке Telegram. Сейчас это один из самых скоростных каналов подачи новостей. И, разумеется, telegram-каналам тоже нужны сотрудники.

2. Поискать заказы на биржах копирайтинга. Новости нужны не только СМИ: сейчас на многих сайтах есть тематические новостные разделы. Сайты, нуждающиеся небольшом объеме новостей и не требующие большой срочности в их подаче, размещают заказы именно на биржах. Они заинтересованы в постоянных ответственных рерайтерах, поэтому обеспечат хорошему исполнителю стабильный поток заказов.

Иногда сайты работают через копирайтинговые агенства. Примером является агентство Textreporter, публикующее заказы от различных сайтов в бюро Textbroker.

3. Размещать новости на сайтах, платящих за их просмотр. Попробовать может каждый, но оплата, скорее всего, разочарует. Чтобы хорошо зарабатывать, нужно уметь отбирать топовые новости и при этом опережать конкурентов.

Перспективы карьерного роста:

● переход в другие направления веб-журналистики – аналитику, колумнистику и т.д;

● получение должности редактора;

● открытие своего новостного блога, telegram-канала или СМИ.

Сколько можно заработать на новостях?

Заработки репортеров вариативны. С одной стороны, за эксклюзивную новость могут заплатить несколько тысяч рублей. Щедро оплачивается и работа международников. Но гонорары основной массы репортеров невысоки, в месяц выходит 20 000-30 000 рублей.

Вилка заработков на новостях в веб-журналистике ещё шире и достигает двух порядков:

● На просмотрах трудно заработать даже несколько рублей за текст.

● На биржах платят 30-50 рублей за тысячу знаков, редко больше. На Textbroker за новости от Textreporter стандартная ставка – тариф 1-го уровня, то есть 100 рублей минус 25% комиссии биржи. Сложные заказы (например, с поиском иностранных источников) размещаются по тарифам 2-го – 150 рублей минус комиссия.

● В СМИ за наполнение новостной ленты в среднем платят 50-100 руб. за текст или 50-100 руб. за тысячу знаков, причем от сотрудника могут потребовать и размещение статьи с фото на сайте. Средний заработок новостника-рерайтера в СМИ 15 000-30 000 рублей. Если он выполняет дополнительные обязанности (например, редакторские), пишет тексты с аналитическим подходом или работает в особо жестком режиме, заработок может достигать 50 000 рублей.

Вилка доходов не всегда справедлива: например, провинциальный репортер, загруженный работой в «поле» и весь день бегающий по городу, не всегда заработает и 20 000 рублей, а рерайтер, переписывающий собранные такими репортерами новости, может получить в полтора раза больше. Поэтому ваш заработок на новостях будет во многом зависеть от того, куда вы устроитесь – и не от места жительства, а от умения мониторить рынок труда и искать выгодные варианты.