Из истории фотографии

История фотографического дела уходит своими корнями в сравнительно недалекое прошлое. Первые редкие фотоснимки появляются в XIX веке. Но только с началом XX столетия фотография занимает то место в культуре, которого она по праву заслуживает.

С этого момента фотографическая техника развивалась достаточно быстро. Со временем стеклянные пластинки заменила гибкая фотопленка; от черно-белых снимков человечество перешло к цветным. В конце прошлого столетия на смену пленочной технике пришли современные цифровые технологии. Теперь фотограф уже не зависит от того, догадался ли он захватить с собой в поездку лишние фотопленки. На диске его электронного фотографического аппарата может уместиться огромное число кадров.

А начиналась фотография с дагерротипа. Это был первый действенный способ, позволяющий перенести действительность на фото. Сам термин «дагерротипия» относится к технологическому процессу с использованием йодида серебра, где изображение запечатлевается при помощи особого прибора. Название технологии произошло от имени ее изобретателя, Луи Дагера.

Была у дагерротипии одна особенность – сам процесс отнимал слишком много времени, если сравнивать его с изготовлением современных фотографий. Это художественное удовольствие считалось отнюдь не дешевым. Позволить себе обзавестись дагерротипом могли лишь очень состоятельные люди.

Л.Н. Толстой. Дагерротип Шенфельдта. 1849 год.

Появление дагерротипии

К появлению дагерротипии и последующей фотографической техники причастны несколько независимых изобретателей. Уже в XVII веке стало понятно, что существует ряд веществ, которые обладают повышенной чувствительностью к свету. Такие вещества могли менять свою окраску под воздействием лучей и тем самым сохранять изображение.

Томас Веджвуд и Хамфри Дэви стали первыми исследователями, кому удалось получить приличное изображение объектов действительности. Правда, сделать это можно было лишь на незначительное время. В 1802 году была получена первая фотограмма. Для ее изготовления использовался сложный химический способ. Увы, картинка на первых этапах исследований пропадала почти сразу после возникновения. Закрепить изображение на длительное время не удавалось. Но опыты, проведенные первопроходцами, создали предпосылки для последующих открытий в области дагерротипии и фотографии.

Через два десятилетия наступил следующий этап. В 1822 году Жозеф Нисефор Ньепс изобрел гелиографию. Это изобретение стало следующим шагом к фотографии. Но полученные подобным способом изображения имели неустранимые на тот момент недостатки. На фото не отображались мелкие детали. Изображение получалось чрезмерно контрастным. Для непосредственного фотографирования гелиография не слишком подходила, но в дальнейшем этот метод нашел применение в типографическом деле, а также при изготовлении копий фото, полученных другими способами.

В гелиографии нашла применение камера-обскура. Это была обычная коробка, куда не мог проникнуть свет. В коробке было сделано маленькое отверстие: оно служило для переноса изображения на заднюю внутреннюю стенку коробки. В те годы требовалось несколько часов экспонирования, чтобы на покрытой битумом пластинке появилось изображение.

Именно способом гелиографии в 1826 году была получена одна из первых фотографий, на которой запечатлен вид из окна. Чтобы получить это изображение, понадобилось вести съемку на протяжении восьми часов.

В 1829 году Ньепс и Дагер приступили к совместной работе над развитием технологии гелиографии. К тому времени Луи Дагер уже был известным изобретателем. Он выполнил ряд успешных опытов по закреплению изображения. Впрочем, союз двух изобретателей не был прочным. Исследователи считают, что наибольшие вклад в фотографирование внес именно Ньепс, а не Дагер. Однако к 1829 году здоровье Ньепса пошатнулось. Ему требовался смышленый помощник, полный сил и веривший в успех предприятия. Дагер был хорошо знаком с технологическими процессами получения изображений. Он приложил немало усилий, чтобы поднять такие технологии на качественно новый уровень.

В итоге Ньепс передал Дагеру известные ему секреты фотографии, включая точные пропорции веществ в смесях, используемых в гелиографии. Партнеры активно работали над усовершенствованием способа, но в 1933 году Ньепс ушел из жизни. Дагер продолжает вести эксперименты: он активно пробует разные виды веществ, смешивая из в определенных пропорциях; вводит в процессы растворители; пробует использовать в технологии соединения ртути.

Еще в 1831 году Дагер выяснил, что высокой чувствительностью обладает йодистое серебро. Оказалось также, что проявить сделанное изображение можно посредством паров подогретой ртути. Дагер идет дальше: он обнаруживает, что смыть частицы йодистого серебра, которые свет не затронул, можно обыкновенной водой с солью. Таким способом оказалось возможным закрепить изображение на основе.

Главные открытия Луи Дагера на пути к созданию дагерротипии:

  • светочувствительность йодистого серебра;
  • проявка изображения парами ртути;
  • фиксация изображения посредством соли и воды.

Технология создания дагерротипа

В сравнении к современными технологиями фотографирования дагерротипия отнимала много времени, требовала ряда сложных приспособлений и некоторых веществ.

Для начала требовалось взять пару пластинок: тонкую – из серебра, потолще – из меди. Пластинки припаивались друг к другу. Ту сторону сдвоенной пластины, где было серебро, тщательно полировали, после чего пропитывали парами йодида. При этом пластина приобретала светочувствительность.

Теперь можно было приступать непосредственно к процессу фотографирования. Объектив массивной камеры требовалось держать открытым не менее получаса. Если делалось фото человека или группы людей, им необходимо была длительно время сидеть в полной неподвижности. В противном случае конечное изображение оказывалось смазанным.

Проявка фотоматериалов также требовала терпения и мастерства. Стоило фотографу допустить малейшую ошибку – и изображение оказывалось испорченным. Восстановить его было невозможно.

Как шел процесс проявки? Фотопластинку укладывали в контейнер под углом 45 градусов. Под пластинкой находилась ртуть. После нагревания ртути она выделяла пары. Изображение медленно начинало проявляться.

Теперь картинку требовалось окунуть в холодную воду – после такой процедуры она затвердевала. Затем особым раствором с поверхности смывались частицы серебра. Полученное изображение при этом закреплялось. С 1839 года Джон Гершель предложил использовать в качестве фиксирующего вещества гипосульфат натрия. В том же 1839 году Шевалье разработал конструкцию прибора для создания дагерротипа. В нем использовалась технология, позволяющая улучшить четкость фото. Серебряная пластина, на которую экспонировалась картинка, в этом устройстве помещалась в особую светозащитную кассету.

На тщательно отмытой от остатков ртути, соли и серебра пластинке получалось требуемое изображение. Однако рассмотреть такое примитивное «фото» можно было лишь при определенном освещении: в ярком свете пластинка отражала лучи, разобрать на ней нечего было нельзя.

Этапы создания дагерротипа:

  • полировка пластины;
  • сенсибилизация (повышение чувствительности) фотоматериала;
  • экспонирование;
  • проявление изображения;
  • закрепление изображения.

Дальнейшее развитие дагерротипии

Дело Ньепса впоследствии продолжил его сын Исидор. Вместе с опытным Дагером он одно время рассчитывал продавать найденную идею. Однако установленная ими цена оказалась непомерно высокой. Публика к тому времени совершенно не представляла себе, что такое дагерротип. И не видела для себя выгоды от такой технологии.

В распространении дагерротипии принял участие физик Франсуа Араго. Он навел Дагер на мысль: а почему бы не продать изобретение правительству Франции? Изобретатель с энтузиазмом ухватился за эту идею. После этого дагерротипия стала быстро и успешно распространяться по миру.

Дагерротипы человека требовали длительного времени. А качество получаемых при этом изображений совершенно нельзя сравнить с четкими и качественными снимками, которые позволяет получить современная цифровая техника. Еще одна особенность дагерротипа состоит в том, что такое изображение невозможно копировать. Но это по тем временам был единственный способ, дававший возможность «остановить мгновение» и запечатлеть важные события.