У любого автомобиля на цилиндр приходится два клапана. Один запускает горю чую смесь, а другой выпускает отработанные газы. Система, приводящая в действие этот механизм, называется газораспределительной. После нагрева мотора происходит расширение деталей. Поэтому на холодном агрегате между некоторыми элементами должны быть зазоры.

Если клапаны отрегулированы плохо, это становится причиной:

  •  снижения эффективности двигателя;
  • уменьшение его срока эксплуатации;
  • необходимости более часто посещать сервисный центр.

Если зазоры небольшие, то их седла могут подгореть. При слишком больших – клапаны открываются лишь частично, что негативно сказывается на мощности двигателя. При правильно выставленных зазорах при прогреве параметры снижаются до минимальных показателей. Это обеспечивает регулировку фаз распределения газа и более продолжительный их срок эксплуатации.

Если в машине нет устройств, позволяющих отслеживать необходимый зазор, нужно быть готовым к тому, что через каждые 30-35 тыс. км пробега придется самостоятельного проверять этот параметр. Особенно это касается отечественных автомобилей. На иностранных машинах необходимость может появиться через 60-80 тыс. км. пробега. Это связано с тем, что у такого транспорта двигатели имеют больший ресурс, а сами зазоры держатся более стабильно.

Измерение

Определение величины зазоров возможно только на холодном двигателе. Для проведения операции нужно подготовить:

  •  щуп;
  •  рожковый ключ;
  • микромер;
  • другие инструменты, подбираемые в зависимости от категории толкателя.

Для измерения теплового зазора нужно повернуть коленвал так, чтобы кулачок был направлен в противоположную сторону. Для этой цели по нему можно немного ударить молотком и раскачать руками. При помощи щупа замеряется зазор между клапаном и толкателем. Полученные данные необходимо сверить со значениями, указанными в инструкции к автомобилю.

 Для замеров параметров на двигателе с регулировкой шайбами коленвал разворачивается так, чтобы кулачок был направлен вверх. Остальные действия такие же. Если в результате диагностики становится понятно, что показатели отклонены, потребуется регулировка. Обратите внимание: величина для впускного и выпускного клапана разная. Это связано с различной температурой нагрева. Работу следует провести в отношении всех цилиндров.

Перед регулировкой рекомендуется проверить натяжение зубчатого ремня привода. Показатель сам по себе не сказывается на величине зазоров. Однако ослабленная затяжка, сорванная резьба могут стать причиной недостаточно жесткого крепления корпуса к головке блока. Из-за этого зазоры будут меняться в зависимости от натяжения ремня.

Инструменты для регулировки

Обычно регулировку работы клапанов осуществляют с использованием щупов. В стандартном наборе они имеются разного размера от 0,05 до 1,00 мм. идут они с увеличением толщины. Для некоторых разновидностей транспорта производятся специальные щупы, которые продаются по одному.

Произвести манипуляции можно и с использованием стрелочного индикатора. В этом случае настройка получается более точной, поскольку индикатор «улавливает» зазор более точно. В автомагазинах продаются наборы с индикаторами для разных двигателей. Можно сделать приспособление и своими руками.

Для облегчения работы может пригодится инструмент для установки и снятия регулировочных шайб. Специальные разновидности есть для Форд, Тойота и других моторов, в которых есть регулировочные шайбы.

Регулировка с щупом

Сначала проводится подготовка:

  1. Отцепить трубки, крышки, тросики, провести демонтаж воздушного фильтра.
  2. Выкрутить свечи, чтобы коленвал легче прокручивался.
  3. Снять две гайки и крышка, убрать остатки масла.
  4. Убрать кожух ремня ГРМ.

Процесс начинается с поршня цилиндра. Он выставляется в верхнюю точку сжатия. Для проведения более точных работ следует ориентироваться на метки, установленные производителем.

Проверните коленвал по звездочке строго по часовой стрелке. Для получения оптимального варианта следите, чтобы риски на корпусе подшипников и коленвала полностью совпадали. На винте, применяемо для установки зазора, отжимается контргайка. Зазор следует выставить так, чтобы плоский щуп был максимум подворота болта. Когда контргайка затягивается, проверяется правильность показателей. Помните, что при слишком большом затягивании они могут сдвинуться. Такие же действия повторяются со всеми остальными клапанами.

Выставить зазор по оптимальным параметрам сразу может не получиться. Это связано с тем, что после затяжки контргайки он немного сбивается. Поэтому следует сделать поправку, увеличивая параметр.

Регулировка рейкой и индикатором

Использование такого подхода позволяет добиться максимальной точности. Автомобиль должен быть установлен на ровную площадку. Сначала проводятся подготовительные работы и снятие крышек клапанов. После этого:

прокрутить до совпадения меток на шестерне распределительного вала и метки на корпусе;

  • маркером на шестерне поставить свои обозначения каждые 90 градусов;
  • зафиксировать рейку при помощи трех болтов;
  • проставить стрелочный индикатор.

Следите, чтобы шкала на последнем была проставлена на нулевой отметке. С использованием специального устройства кулачок потянуть вверх. Стрелка индикатора должна сместиться примерно на 50 делений. При необходимости проводится регулировка таким же способом, что и с использованием щупа. При несоответствии следует взять ключ на 17 и ослабить контргайку. После отрегулировать зазор наиболее подходящим ключом. После проверки контргайка затягивается, зазор проверяется повторно.

Когда все манипуляции выполнены, запустите двигатель и прослушайте его работу в разных режимах. Если описанные выше методы применялись после восстановления головки, проследите за тем, чтобы клапаны были правильно притерты.

Особенности проведения работы на разных моделях авто

Для заднеприводных автомобилей ВАЗ применяется щуп 0,15 мм. Исключение составляют модели двигателей с установленными гидравлическими компенсаторами. В них зазор выбирается автоматически, поэтому проверка его и регулировка не требуется. Для прогретого двигателя зазор выставляется щупом 0,20 мм. Делается это с использованием регулировочных болтов, которые фиксируются в нужном положении контргайками.

На переднеприводных машинах ВАЗ регулировка производится с помощью подбора толщины регулировочных шайб. Есть элементы с различными размерами. Однако с параметрами в 2,5 и 2,8 мм нужны в ситуации износа посадочного седла в головке блока цилиндров.

Для Форда может производится РК как регулировочными шайбами, так и винтами. Последние чаще нужны для старых моделей. Для Форда, как и для Хонды, регулировать клапан винтами проще и быстрее, но в этом случае придется чаще проводить такие работы.

Регулярно проверяйте параметры. Это обеспечит:

  • стабильность работы ДВС;
  • длительный срок его службы;
  • поддержание хорошего состояния клапанов и поршней.

Нерегулированные клапана чаще деформируются, что приводит к увеличению зазора. Если длительное время есть на таком двигателе, то клапан просто прогорит. При большом ходе поршня двигателя может произойти столкновение этих двух элементов. Из-за этого потребуется более дорогостоящий ремонт мотора.

Эксперты говорят о том, что применение меньших или больших по размеру шайб не приветствуется. В крайнем случае может помочь обычная перестановка этих элементов местами. Они являются сильно нагруженными, поэтому изначальное несоответствие параметрам могут привести к ускоренному износу, неполадкам в работе двигателя.