Родился великий художник в 1880 году в Санкт-Петербурге. Его отец был архитектором, и многие из представителей Серебряного века были связаны с их семьей или родственными, или дружескими узами.

Поэтому детство Александра было полно эстетических впечатлений, однако особенно манил его театр своей способностью объединять в одно несколько видов искусств.

Да и сама архитектура Санкт-Петербурга не могла не впечатлять: царская резиденция, Петергоф, архитектура пригорода…

Биография в искусстве

Первым учебным заведением Бенуа стала частная гимназия Карла Мая, также он учился в вечернем классе Академии художеств. В это время он познакомился с Сергеем Дягилевым и другими будущими членами «Мира искусства». Также он брал уроки живописи у брата Альберта.

Александр был уверен, что совершенствоваться в искусстве можно лишь через самообразование. И всю жизнь с увлечением изучал историю искусства, став блестящим искусствоведом. Самые известные искусствоведческие работы Бенуа связаны с Эрмитажем и русскими художниками.

Свой авторский стиль в живописи Бенуа сформировал благодаря петербургской культуре и западно-европейскому искусству, которое он изучал в заграничных поездках. Поэтому на его полотнах чаще всего можно увидеть виды Петербурга и Франции, чаще всего Версаля.

Он также известен как иллюстратор со своей «Азбукой в картинках», а также «Медным всадником» и «Пиковой Дамой» Пушкина – сейчас это уже история книжной графики.

С самого детства он обожал театр, это была его любовь, поэтому уже став художником, с удовольствием создавал декорации к спектаклям, сам разрабатывал эскизы костюмов для постановок. Также он помогал Дягилеву: оформлял спектакли во время Русских сезонов в Париже.

Карьера после революции

Александр Бенуа принял революцию, и надеялся, что с обновлением общества придет обновление в искусстве. Он твердо верил, что все произведения, когда либо созданные гением человека, должны принадлежать всему народу. Поэтому он стал членом Комиссии по охране памятников искусства. Также он заведовал галереей в Эрмитаже, много занимался исследовательской работой, писал статьи о сохранении памятников искусства.

Тем не менее, в 1926 году он эмигрирует во Францию и поселяется в Париже. Здесь он много занимается эскизами театральных декораций в Русских сезонах в Париже, а также в Милане. В эти годы он делает множество иллюстраций книг французских и русских авторов, а также работает над акварелями к роману «Грешница» А. де Ренье, к повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Но этим книгам не суждено было увидеть свет – они не издавались.

В конце жизни Александр Бенуа писал свои мемуары, воспоминания, собирал письма. Скончался он в Париже в феврале 1960 года, похоронен на кладбище Батиньоль.