Детство и юность Александра Галича

Александр Гинзбург родился 19 октября 1918 года в городе Екатеринославль (в советское время город назывался Днепропетровск, с 2016 года называется Днепр).

В 1923 году семья Гинзбургов переехала в Москву. Здесь Александр пошел в школу. В 12 лет он начал заниматься в литературной студии, а через год вошел в деткоровский актив (литбригаду) газеты «Пионерская правда». В 1932 году в газете появилось его первая публикация - стихотворение: «Мир в рупоре», в котором явно чувствовалось подражание Маяковскому. Руководитель литбригады привлек к работе с юными литераторами знаменитого поэта Эдуарда Багрицкого. Багрицкий спустя полгода написал в «Комсомольской правде»: «Я систематически работаю с литературной группой пионеров и нахожу здесь таких самородков, как Гинзбург, книжку стихов которого я смогу печатать через пару лет». Это обещание поэт исполнить не успел, он умер в 1934 году.

После окончания 9 класса Саша Гинзбург поступил в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию Станиславского, однако учиться одновременно в двух местах оказалось непросто, и занятия в литинституте Александр вскоре оставил.

Начало литературной карьеры

В 21 год Александр Гинзбург поступает в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека. В этой студии в 1940 году он написал песни для пьесы «Город на заре», в работе над сценарием которой он также принимал участие. В этом же году он начал подписываться псевдонимом «Александр Галич», который придумал, соединив первые и последние буквы своего полного имени: «Гинзбург АЛександр аркадьевИЧ».

В июне 1941 года началась война. Александр Гинзбург получил освобождение от призыва на фронт по состоянию здоровья (у него обнаружили порок сердца), но с группой друзей создал «Комсомольский фронтовой театр», для которого писал песни и пьесы, выступал с его труппой перед бойцами.

По окончании войны Александр Галич пишет пьесы, которые с успехом идут в театрах страны: «Вас вызывает Таймыр», «За час до рассвета», «Много ли человеку надо». По его сценарию в 1954 году был снят фильм «Верные друзья». В пятидесятых годах Александра Галича приняли в Союз писателей и Союз кинематографистов СССР.

Конфликт с властью

В 1958 году в театре-студии МХАТ под руководством Олега Ефремова готовится спектакль по пьесе Галича «Матросская тишина». Спектакль был практически готов, и, даже, получил разрешение Главлита, но так и не дошел до зрителя. Официального запрета не было, но неофициально драматургу сказали: ««Вы что же хотите, товарищ Галич, чтобы в центре Москвы, в молодом столичном театре шёл спектакль, в котором рассказывается, как евреи войну выиграли?!» Пьесу неоднократно пытались поставить во многих театрах страны, но каждый раз раздавался телефонный звонок из партийных органов и, в результате, впервые она была сыграна только в 1989 году.

В   конце пятидесятых годов Галич концентрируется на написании и исполнении под семиструнную гитару собственных песен. В этом творчестве он подхватил традиции Александра Вертинского и вошел в число самых ярких представителей жанра авторской песни, наряду с Булатом Окуджавой и Юрием Визбором.

Неофициальный запрет «Матросской тишины» привлек дополнительное внимание к творчеству Галича. В начале 60-х годов его обвиняют в том, что исполняемые им песни не соответствуют советской эстетике. Галич продолжает литературное творчество. По его сценариям снимаются фильмы «На семи ветрах» и «Дайте жалобную книгу». За фильм «Государственный преступник», вышедший в 1965 году, Галич даже получил премию КГБ СССР. Однако песни Александра Галича, становясь все более глубокими и политически острыми, вызывают с каждым разом все более сильное противодействие со стороны власти.

В 1968 году на фестивале авторской песни в Новосибирске Галич исполняет свою песню «Памяти Б. Л. Пастернака»:

Вот и смолкли клевета и споры,

Словно взят у вечности отгул…

А над гробом встали мародеры,

И несут почетный…

Ка-ра-ул!

Уже на следующий день на барда обрушивается шквал критики. Галичу больше не позволяют выступать и издавать свои песни. В 1969 году в эмигрантском издательстве «Посев» выходит сборник его песен, и вскоре Галича исключают из Союза писателей СССР. Следом происходит и исключение из Союза кинематографистов. Его никуда не берут на работу, и он вынужден продавать книги из своей библиотеки, чтобы прокормить семью. В 1972 году у поэта случается инфаркт, и ему дают вторую группу инвалидности, однако пенсии на жизнь не хватает. Партийные чиновники неоднократно предлагают Александру Галичу добровольно уехать из СССР, но он долго не соглашается. В 1974 в СССР выходит запрет на все его произведения, включая ранее изданные. Летом этого же года, под давлением партии и КГБ, Галич все-таки уезжает из страны.

Покинув СССР, Галич сначала живет в Норвегии, потом переезжает в Германию, где некоторое время работает на радиостанции «Свобода». После Германии он переезжает в Париж, где 15 декабря 1977 года погибает в результате трагического случая – удара электрическим током. Похоронили его на русском кладбище в Париже.

Семья и личная жизнь Александра Галича

Александр Галич был дважды женат. С первой женой – актрисой Валентиной Архангельской – он познакомился в начале войны, где был с труппой Театра-студии Арбузова и Плучека. Александр и Валентина поженились сразу после возвращения труппы в Москву в 1942 году, а год спустя у них родилась дочь Алена. Вскоре после окончания войны семья распалась, а в 1947 году Галич женился на Ангелине Николаевне Шекрот.

В 1967 году у Александра Галича родился внебрачный сын Григорий. Его матерью стала Софья Михнова-Войтенко, работавшая на киностудии имени Горького.

Значение творчества Александра Галича

Александром Галичем написано около двухсот песен. Также он создал сценарии к нескольким театральным пьесам и к шести фильмам. Песенное творчество Галича фактически стало мостиком между русский городским романсом начала двадцатого века и авторской песней конца советской эпохи. Владимир Высоцкий называл Галича своим учителем. Также как в ранних песнях Галича хорошо различимы интонации Александра Вертинского, во многих песнях Высоцкого узнаваемы интонации песен Галича.

В 1988 году Александр Галич посмертно был восстановлен в Союзе писателей СССР. В стране снова начали издаваться его книги и пластинки. В 1993 году на доме, где он жил, была открыта мемориальная доска. Александру Галичу было возвращено гражданство родной страны, но это уже была Российская Федерация, а не СССР.