Инновации

Еще несколько лет назад состояние дел в Маранелло выглядел плачевным: шасси было неэффективным, двигатель уступал соперникам, команда не могла похвастаться ни одной прорывной идеей и лишь кое-где могла бороться за победы. Но в прошлом году наметился прорыв, который стал очевидным в 2018-м: Ferrari SF70H и 71H оказались инновационными с кучей перспективных идей и смелых решений.

И если в прошлом году внимание было приковано только к шасси, то в этом сезоне выяснилось, что и итальянский силовой агрегат стал лучшим в пелотоне, подвинув безоговорочных лидеров турбоери с Mercedes. Что вызвало такой неожиданный, но приятный для болельщиков Скудерии рывок? Для этого Серджо Маркионне понадобилось сломать атмосферу консерватизма, кризиса и страха инноваций, которая царила в команде на момент его прихода. «Сейчас Ferrari – не команда, а кучка запуганных людей. Они не придумывают ничего нового, не принимают решений, боятся быть уволенными», – рассказал о положении вещей в Маранелло бывший гоночный инженер Лука Бальдиссери, который ушел из Ferrari в 2015-ом.
Маркионне понадобилось несколько месяцев, чтобы реструктуризировать команду. С его подачи в каждом подразделении было создано рабочую группу, которая занималась поиском новых идей. Атмосфера в команде стала более открытой, сотрудники уже не боялись предлагать свежие решения, в результате чего Ferrari вновь стала образцом инженерии и аэродинамики в Формуле 1, подвинув даже признанных лидеров в этом вопросе – Red Bull с Эдрианом Ньюи.

Кадры

Маркионне решил, что в Италии достаточно собственных талантов, и даже после ухода Джеймса Эллисона с поста технического директора не стал приглашать иностранца с громкой фамилией.Ставка на местные кадры, особенно на малоизвестных специалистов, выглядела крайне авантюрной даже в глазах ближайшего окружения президента Ferrari. Но Серджо верил в своих людей. «Итальянцы создают хорошие дорожные машины. Но почему они не смогут строить быстрые гоночные болиды?» – вопрошал он. И произошло чудо. Бывший главный моторист Маттиа Бинотто не только успешно заменил Эллисона, но и превзошел его в качестве главного технического директора. Бывший сотрудник табачного концерна Phillip Morris Маурицио Арривабене органично вписался в роль харизматичного руководителя команды, а под руководством Коррадо Лотти, который ранее возглавлял подразделение GT, был создан лучший двигатель современной Ф1. 

Политическая борьба с Liberty Media

Маркионне был одной из ключевых фигур сопротивления намерения новых владельцев Формулы 1 с Liberty Media демократизировать чемпионат мира. И если на заседаниях Стратегической группы и Комиссии Ф1 Mercedes и Red Bull – главных союзников Ferrari в этой борьбе – представляли Тото Вольфф и Кристиан Хорнер, то от Скудерии всегда был лично Серджо, а не непосредственный руководитель команды Арривабене.
Итальянец решительно отстаивал интересы и привилегии Ferrari в борьбе с Liberty Media и четко определил правила игры: или новые владельцы уважают особый статус Скудерии, или она уйдет из чемпионата. Конечно, скорее всего, Ferrari никогда не собиралась покидать Формулу 1, но статус легендарной и самой известной команды не позволял американцам игнорировать эти угрозы. Со смертью Маркионне владельцы Ф1 могут вздохнуть с облегчением – его преемникам может и не хватить такого уровня бескомпромиссности и влияния, которые были у него.
«Мы с Серджо всегда хорошо взаимодействовали и достигли согласия во многих вопросах, а теперь придется все начинать с нуля», – грустно подытожил председатель правления концерна Daimler Дитер Цетше.

Возвращение Alfa Romeo 

Серджо Маркионне оставил отпечаток в Формуле 1 не только как президент Ferrari, но и как глава всего концерна FIAT Chrysler.
Возвращение бренда Alfa Romeo к чемпионату мира – личное достижение итальянца, который много лет потратил на спасение компании из Милана, известной своими прошлыми автоспортивними достижениями. О возможности возвращения Alfa Romeo в Ф1 Маркионне завел речь еще в 2015 году. Идеи были разными: от создания заводской команды на базе Sauber в поставке двигателей к Toro Rosso. В конце концов было решено ограничиться титульным спонсорством швейцарской конюшни. Такой шаг совпал с прогрессом Sauber и появлением в ее составе перспективного Шарля Леклера. И это стало хорошим шагом с маркетинговой точки зрения, поскольку именно в 2017 году число продаж автомобилей Alfa Romeo пошло вверх.
А в спортивном плане – помимо продвижения бренда из Милана – Серджо Маркионне получил фактически юниорскую команду Ferrari за примером Toro Rosso и Red Bull. По слухам, подобные планы он вынашивал в отношении возможного альянса Haas и Maserati, но теперь они оказались под большим вопросом.