Что такое вальфдорское учение

Рудольф Штейнер, создатель школы, представил новую философию (антропософию), в основе которой находятся три элемента:

  • дух (мысли, интеллектуальные способности);
  • душа (чувства и эмоции);
  • тело (практические умения).

Основываясь на этой идее, образовательная система вальдорфской школы направлена не только на развитие психического аспекта ребенка, но и на эмоциональное воспитание детей.

Вальдорфская школа предлагает только общее, неспециализированное образование. Дети не получают оценки (как в обычной школе) и не используют учебники в классе. Цель учебного заведения - воспитать и развить человека. В антропософии детство и юность не рассматриваются как этапы подготовки ребенка к взрослой жизни. Напротив, считается, что этот период является очень важным этапом, который влияет на физическое, психическое и эмоциональное здоровье индивидума.

Музыка, пение и актерское мастерство являются неотъемлемой частью обучения в вальдорфской школе, поэтому ежедневно проходят занятия по игре на музыкальных инструментах. Здесь нет разделения учеников в зависимости от таланта, дети с совершенно разными способностями и интересами учатся вместе, так как педагоги вальдорфской школы верят, что единственным способом обучения является учеба друг у друга и друг с другом. Учителя и ученики организуют многочисленные мероприятия, где они демонстрируют свои музыкальные и танцевальные навыки, при этом на них обязательно присутствуют родители, чтобы узнать об успехах детей.

В вальдорфской школе учитель является центром класса, он - самый главный человек. Занятия проходят по особому плану. Утром проводятся самые сложные предметы: математика, русский язык, чтение, а затем -  творческие уроки и изучение иностранных языков.

Преимущества и недостатки вальдорфской педагогики

Каждый образовательный метод, в том числе и вальдорфская педагогика, имеет свои плюсы и минусы:

  • Цель вальдорфской школы - помочь детям стать лучшими людьми: ребята не только учатся читать и писать, но также обучаются тому, как общаться друг с другом, им прививают сострадание и ответственность.
  • Они исследуют не только внешнее окружение, но и внутренний мир.
  • Ученики могут учиться в своем собственном темпе, им не нужно спешить, чтобы понять предмет.
  • Детей обучают без помощи электронных устройств (телевизора, компьютера, планшета, электронной доски). Таким образом, они не привыкают ко всем этим устройствам и умеют играть, развлекаться, используя свое воображение. искусство, музыку и личное общение.
  • Вальдорфские школы являются отличным вариантом для детей-иностранцев. Они чувствуют себя более комфортно в классе, потому что у них достаточно времени, чтобы выучить язык без какого-либо давления.

Однако есть и некоторые недостатки системы. Фактически детям из семей, где антропософия не является ведущей жизненной философией, нелегко адаптироваться к правилам школы. Учителя требуют, чтобы родители часами проводили время в классе и уделяли очень много времени детям после школы. Ребята должны быть постоянно заняты, из-за этого многие ученики вальдорфских школ испытывают повышенный стресс. Кроме того, у родителей не всегда есть возможность проводить много часов со своими детьми, потому что им приходится работать, готовить еду, убираться в доме и делать много других вещей, которые также очень важны.

В вальдорфской школе нет системы оценок, принятой в образовательных учреждениях РФ. Достижения записываются в специальные характеристики. Из-за этого возникают большие проблемы с переводом в другие учебные заведения.

В школе больший упор делается на гуманитарные предметы и творческие занятия. В основном, будущей профессией выпускников являются специальности не связанные с точными науками.