Бенвенуто Челлини - один из ярчайших представителей Ренессанса эпохи Кватроченто. Многогранность навыков, которыми обладал удивительный мастер, поражают: он одинаково виртуозно владел техникой гравюры, чеканки, барельефа, миниатюрной и монументальной скульптуры, музыки, ювелирного искусства, был превосходным живописцем, отважным воином-артиллеристом, мастером рукопашного боя, превосходно владел кинжалом. Писательский талант позволил Бенвенуто оставить после себя уникальный документ эпохи, где он откровенно изложил собственную автобиографию, не скрывая ни совершенных им нескольких убийств, за которые был осужден и приговорен к нескольким годам тюрьмы, ни своего крутого нрава, составившего ему дурную славу кровожадного, скандального и заносчивого грубияна. Среди его заказчиков были богатейшая знать Европы, среди которых был Тосканский герцог Козимо Медичи, французский монарх Франциск Первый, и несколько римских пап.

Жизнь как приключение. Странничество

Вся жизнь Бенвенуто Челлини была связана с Флоренцией драматическими, а иногда и трагическими нитями судьбы. Он родился в семье Джованни Челлини, ремесленника. Еще в детстве будущий мастер так поразил игрой на флейте и красивым голосом правителя Флоренции, что был приглашен во дворец в качестве придворного музыканта. Отец мечтал о блестящей музыкальной карьере сына, но в 15 лет своенравный подросток бросил музыку и стал учеником знаменитого мастера ювелирных дел Антонио ди Сандро. Карьере помешало изгнание Бенвенуто из Флоренции из-за отчаянной драки на шпагах, во время которой драчун продемонстрировал крайнюю жестокость. Так юный хулиган оказался в Сиене, где продолжил занятия ювелирным делом и получил первые заказы как признанный мастер. Вернувшись во Флоренцию, Бенвенуто снова попадает в неприятную историю, на сей раз его судят за оскорбление. Он бежит от возмездия Фемиды в Рим, где в 1521 году властвует Климент VII из рода Медичи. Осмотревшись, беглец устраивается чеканщиком в мастерскую Санти, где овладевает искусством чеканки богатой утвари - изысканной посуды, подсвечников, миниатюрных скульптур. Из мастерской чеканщиков любимец Фортуны неожиданно попадает в придворный оркестр Ватикана, благодаря игре на флейте, которая растрогала папу Римского до глубины души, а чуть позже перед молодым флейтистом открываются двери богатейших домов римской знати.

В 1527 году Рим подвергся варварскому набегу Карла V. Бенвенуто стал одним из защитников замка Св. Ангела, где находился в осаде папа Римский. После разгрома римских войск Бенвенуто возвращается во Флоренцию, где свирепствовавшая незадолго до его возвращения чума унесла жизни отца и сестры. Откупившись от тюрьмы, неугомонный Бенвенуто сводит счеты с убийцей младшего брата (1529) и вновь бежит в Рим, спасаясь от очередного суда. Благодарный папа Римский становится его покровителем, и вскоре мастер получает должность чеканщика, начальника и мастера монетного двора, а чуть позже становится булавоносцем понтифика. Обласканный папой, Челлини, благодаря спеси и скандальности, приобретает множество завистников и врагов. Некоторые из них гибнут от кинжала неистового Бенвенуто, но дикие выходки сходят ему с рук благодаря покровительству Климента. Неприятности обрушиваются на голову папского фаворита после смерти Климента, покрывавшего его преступления. На папский трон восходит Алессандро Фарнезе, принявший имя Павла III. Среди приближенных новоиспеченного понтифика оказывается немало врагов Челлини, решивших, что пришла пора поквитаться с флорентийским выскочкой. Над головой Бенвенуто сгущаются тучи. Спасаясь от расправы, он бежит во Флоренцию, под покровительство влиятельного вельможи Алессандро Мавра. Когда страсти улеглись, о таланте ювелира Бенвенуто вспомнили в Риме накануне приезда император Карла V. Бенвенуто получает престижный заказ: золотой крест в подарок императору. Однако коварству римских врагов мастера не было предела. Мало того, что ему заплатили втрое меньше обещанного, но еще и припомнили прежние грехи. Челлини пытается уехать во Францию, заручившись поддержкой Франциска I, но тот тянет с формальностями. В ожидании приглашения монарха Челлини попадает в тюрьму по ложному доносу, состряпанному недоброжелателями. Из темницы он выходит благодаря вмешательству кардинала д'Эсте, приехавшего в Рим по делам, и похлопотавшему об отъезде римского узника в Париж, к Франциску I, в качестве придворного ювелира.

В 1540 году Челлини приезжает в Париж, где очень скоро попадает в жернова изнурительных судебных тяжб, благодаря конфликтному несносному характеру. От отчаяния и судебных преследований талантливого мастера спасает ремесло скульптора: Франция, конкурировавшая с Италией, высоко оценила его скульптуры, ведь на тот момент Челлини был одним из ведущих парижских скульпторов. В 1545 году о Челлини вспоминает флорентийский правитель герцог Козимо I из рода Медичи. Слава Челлини как престижного скульптора подогревается французскими почитателями, и Козимо заказывает мастеру бронзовую скульптуру Персея с головой Горгоны. Огромная скульптура должна украсить главную площадь города и увековечить победу семейства Медичи над соперниками, республиканцами. Открытие монументальной скульптуры Персея (1554) становится для бывшего изгнанника блистательным триумфом. На главной площади Флоренции собираются толпы восторженных горожан, а имя свирепого, но одаренного земляка на устах у всех флорентийцев вызывает невероятный интерес и любопытство, возбуждающие честолюбие Челлини.

Знаменитый флорентиец женится в 60 лет на молоденькой Пьетре, служившей экономкой в его доме. Женитьба приносит некоторое успокоение и гармонию в странническую жизнь Челлини. Пять детей, рожденных ему Пьетрой, требуют заботы и внимания. Кроме того, на попечении стареющего Челлини находятся еще шестеро племянников, осиротевших после смерти его младшей сестры. Мастер не скупится на расходы и хочет, чтобы дети не знали нужды и росли в полном достатке. Последние годы мастер посвятил ювелирному делу, так как оно было самым доходным, благо заказчиков  в богатой, избалованной роскошью Флоренции хватал с головой. Размолвки и резкое охлаждение между герцогом Козимо и Бенвенуто, хоть и омрачили жизнь знаменитого мастера, но не сказались существенным образом на благосостоянии семьи. За столом ювелира Бенвенуто застала относительно благополучная, спокойная старость. В свободное время он писал мемуары. В 1571 году за старым грешником пришла Смерть. Незадолго до ухода Бенвенуто создал одну из самых потрясающих скульптур, статую Христа, принеся таким образом своё покаяние и смиренный дар на алтарь милосердного Господа. На похороны знаменитого современника собрались толпы флорентийцев, похоронивших Бенвенуто Челлини с большими почестями, как почетного горожанина, снискавшего благодаря своему труду великую славу Флоренции.

Жизнь после жизни. Наследие

Огромное наследие Бенвенутто Челлини составляли ювелирные изделия. Но, к сожалению, уцелело не так много работ мастера золотых дел. Какие-то предметы осели и растворились в частных закрытых коллекциях, многие были переплавлены во время великих потрясений. Помимо монет, печатей, медалей, сохранился самый знаменитый ювелирный шедевр работы Челлини - "Сальера", солонка в виде настольной скульптуры, изображающей лежащих мужчины и женщины, из золота. Солонка была изготовлена по заказу французского монарха Франциска I. Сегодня на международном аукционе её стоимость, по оценкам экспертов,  составляет минимум  60 млн долларов.

Скульптурам Бенвенутто челлини повезло больше. Кроме самой знаменитой монументальной скульптуры "Персей", сохранилось еще несколько его крупных работ, а также - ряд скульптурных миниатюр, в которых искусствоведы видят предвестие и исток маньеризма, связанного с более поздней эстетикой 18 столетия. Среди шедевров такого рода особенную художественную ценность коллекционеры и эксперты видят в работах из бронзы - "Минерва", "Юпитер", "Страх", "Аполлон и гиацинт", "Нарцисс", "Меркурий". Драгоценным предметом искусства считается также рельеф "Нимфа Фонтенбло", которая хранится в Лувре. Высочайшим мастерством также отмечена статуя Христа (находится в монастырском музее Эскориал, Мадрид), созданная мастером из белого и черного мрамора в последние годы жизни.

Бенвенутто Челлини на склоне лет написал и оставил потомкам, помимо лирических сонетов, два неоценимых литературных труда: трактат о литье скульптур и трактат о ювелирном деле. Настоящим бестселлером стала автобиографическая повесть «Жизнеописание Бенвенуто Челлини», настоящий литературный памятник - трактат о собственной жизни, увековечивший его жизненные приключения,. В книге мастер без утайки, с присущим его характеру хвастовством описывает себя, своих современников и события неоднозначной, беспокойно и жестокой эпохи, в которой ему довелось жить. Этот документ стал одним из самых ярких и авторитетных  источников по истории Италии 16 века.

Личность Бенвенутто Челлини, со всеми её пороками и страстями, вызывает споры и жгучий интерес уже несколько столетий. Рукопись "Жизнеописания" была утеряна после смерти автора, нашлась спустя много лет в одной из антикварных лавок и передана в библиотеку на хранение. Первая вспышка интереса к личности автора "Жизнеописания" произошла во Франции, еще в 18 веке, когда был сделан первый перевод этой книги на французский язык, сразу после первого издания в Неаполе в 1728 году. На немецкий книга была переведена Иоганном Гёте. Огромное воздействие автобиографии Челлини на своё мировоззрение отмечали такие гениальные литераторы, как Шиллер, Стендаль, Александр Дюма.

Флорентийский мастер стал одним из персонажей романа А. Дюма "Асканио". Большой интерес личность мастера вызывала у оперных композиторов 19 века. Первая опера «Бенвенуто Челлини» была написана французским композитором Гектором Берлиозом в сотрудничестве с либреттистами де Вайи и Барбье (1823 год). В 1877 году автобиграфия мастера послужила сюжетом для оперы итальянского композитора Эмилио Боццано, автором либретто стал драматург и либреттист Джузеппе Перозио. В 20 веке личность Бенвенуто Челлини привлекает и кинематографистов, он становится героем таких фильмов, как «Великолепный авантюрист» (1963), «Челлини: Преступная жизнь» (1990), а также в качестве второстепенного комического персонажа появляется в киноленте «Золото» (1992).