Жизнь Пьера Абеляра, средневекового французского богослова, философа и писателя, осталась в памяти человечества причудливой цепочкой превратностей судьбы — в назидание потомкам, как пример пагубности человеческих страстей, так и как романтическая история любви, волнующая воображение людей уже почти тысячу лет.

Карьера богослова

Пьер Абеляр родился в Бретани, в знатной и состоятельной семье. В юности, обнаружив талант мыслителя, Пьер отказывается от военной карьеры и богатого наследства, чтобы посвятить себя целиком и полностью ученой деятельности. В эпоху средневековья царицей наук стала религиозная философия, её представители вызывали у непосвящённых бессознательный трепет. Что лежало в основе выбора богословского пути Абеляром — бесконечная любовь к науке или тщеславие, изрядно приправленное гордыней? Трудно сказать. Возможно, и то, и другое. Родители не дали благословения Абеляру, как будто предчувствуя, что его путь на этом поприще будет трагическим.

Разрыв с семьей, не принявшей выбора сына, лишил Пьера привычного комфорта, достатка и поддержки близких. Впереди бунтаря ожидали годы скитаний и полуголодное, почти нищенское, существование бродячего философа. Но молодой авантюрист, презревший материальные блага ради открытий духа, не унывал, со всей страстью отдаваясь изучению премудростей средневековых трактатов. Он жадно слушает лекции признанных корифеев научной мысли: Росцеллина, основателя номинализма, и Гийома де Шампо, мистика и исследователя реализма. Оба философа становятся наставниками и учителями юного мудреца. Две по сути противоположные системы — номинализм и реализм — подводят молодого исследователя к необходимости выработать нечто совершенно новое. Вскоре Пьер превосходит знаменитых учителей, обосновывая систему концептуализма. Новая доктрина вместила в себя обе противоборствующие концепции. Мудрый принцип «золотой середины».и диалектика, оживляющая схоластику средневековых теорий, придали абеляровской системе поразительную легкость, свежесть и динамичную убедительность. Гениальность Абеляра стала очевидной. Никто не мог сравниться с ним в искусстве красноречия и ведения теософских диспутов. Его словесные бои были прекрасны как по содержанию, так и по форме, а подчас подобны виртуозному фехтованию. Студенты и вольнослушатели, как загипнотизированные, внимали молодому оратору. В то время, как аудитории учителей Абеляра пустели, на лекциях молодого философа слушателей становилось все больше. Если Росцеллин принял успех ученика, как должное, то профессор Гийом де Шампо отнёсся к открытиям Пьера как к собственному поражению. Зависть, раздражение и ревность к популярности восходящей «звезды» отравили жизнь парижского светила настолько, что отношения между Шампо и Абеляром приняли тяжелый и враждебный характер.

Между тем, слава Абеляра росла. Молодой мыслитель преподаёт философию и богословие в нескольких учебных заведениях — в Мелёне, Корбёле, затем в Париже, в школе Св. Женевьевы. В 1113 году его назначают главой преподавателей одной из лучших школ при легендарном кафедральном соборе Святой Богоматери (Notre Dame) в Париже. Послушать удивительные лекции знаменитого ученого стекаются студенты и коллеги из всех земель Западной Европы. Прихожане местных церквей испытывают глубокое почтение перед красивым молодым человеком, обладающим столь высоким ученым авторитетом и благородством манер. Ясный ум, изящная речь, поразительный интеллект и эрудиция Пьера Абеляра привлекает к его личности пристальное внимание всех, кого с ним сталкивает жизнь. Абеляр воплощает собой живой соблазн. Среди людей, которых волновала его яркая личность, были не только почитатели, но и завистники, не простившие ему явного превосходства, проигранной конкуренции и силы, дающей молодому дарованию неоспоримую духовную власть над умами современников.

Любовная победа

Личность Абеляра становилась все весомее, известнее. Обучаться у столь известного философа считалось весьма престижным. Однажды Абеляра приглашают в дом каноника Фульбера. Вскоре Фульбер и Абеляр договорились о том, что философ будет снимать комнату в просторном доме каноника. Фульбер предлагает философу сказочные условия: постоянный кров и полный пансион, роскошную библиотеку и покровительство, в обмен на то, что ученый станет наставником и учителем Элоизы. Весьма умная и одаренная, красавица Элоиза вызвала у Абеляра вполне естественный, неодолимый мужской интерес. Смесь грубого вожделения и романтической влюбленности овладевают профессором богословия. Его мысли только о своей избраннице, страстные ночи любви сменяются днями, наполненными скучной моралью и науками. Двойная жизнь изматывает обоих. Переполняющие Пьера чувства выливаются в изящные стихи и песни в средневековом духе, на латыни. В них перемешиваются религиозный аскетизм и нежная романтика чувств. В то же время, в своем жизнеописании Абеляр оставил откровенные, даже циничные, записи, где начало отношений с Элоизой представлены им, как слегка вульгарный сюжет о роковом соблазнителе, растлившем невинную девственницу. К слову, разница в возрасте между Элоизой и Пьером составляла 20 лет.

Согласно правилам морали того времени, духовный сановник не имел права жениться. Женитьба требовала бы отказа от духовной карьеры. Но Элоиза забеременела, Пьер тайно обвенчался с возлюбленной. Пыл влюбленности, неожиданно для самого Пьера, не угас, любовь разгоралась, привязанность крепла. Элоиза обожала своего мужа, искренность чувств юной женщины не могли остаться без ответа. Соблазнитель потерял голову от любви, которая оказалась взаимной. «Руки чаще тянулись к телу, чем к книгам, а глаза чаще отражали любовь, чем следили за написанным» — напишет Пьер в своей знаменитой книге «История моих бедствий». Наполненные страстью и эротикой стихи и песни быстро стали популярными, они передавались из уст в уста, заучивались наизусть и простолюдинами, и знатными горожанами. Скрыть авторство не представлялось возможным, о песнях Абеляра заговорили везде. Вскоре и дядя Элоизы, Фульбер, догадался, что прекрасные любовные сочинения являются страстными признаниями Абеляра Элоизе. Тайная интимная связь между блестящим тридцатисемилетним преподавателем и молоденькой ученицей не могла оставаться незамеченной и безнаказанной. Дядюшка начинает выслеживать влюбленных, и однажды застает их в спальне нагишом. Отпираться бессмысленно. Учителя Фульбер выгоняет из дому, а провинившуюся племянницу хочет выдать замуж и отправить подальше, туда, где никто не слышал о семейном скандале.

В этот момент Абеляр решается на отчаянный поступок, впоследствии перевернувший всю его жизнь. Он похищает Элоизу и увозит ее в Бретань. Там Элоиза рожает сына. Любовники тайно венчаются, Абеляр едет в аббатство Сен-Дени, а молодая мать отправляется в монастырь в Аржанте. Абеляр пытается сохранить карьеру, но больше всего на свете он страшится потерять любимую. Младенца отдают в чужие руки, надеясь, что это временно. Однако жизнь складывается так, что больше родители никогда не увидят своего ребенка.

Жизненная катастрофа

Спустя полгода Абеляр приезжает к дяде Элоизы, чтобы попросить прощения за всё, что случилось. Он просит только об одном: чтобы тайна брака Элоизы и Пьера не разглашалась. Казалось, история должна была закончиться хорошо. Но Фульбер, обладая от природы мстительным нравом, решается на страшное злодеяние. Однажды ночью он подослал в дом философа людей, которые совершили дикую даже по тем временам, расправу над несчастным: оскопили его. Дело было предано огласке, и только сильная христианская вера удержала Пьера Абеляра от добровольного ухода из жизни. Через некоторое время, с трудом оправившись от удара и позора, искалеченный морально и физически Абеляр по просьбам многочисленных учеников возвращается к чтению лекций. Он становится аббатом монастыря Сен-Дени, а девятнадцатилетняя супруга, потрясенная произошедшим несчастием, принимает монашеский постриг. Супруги постоянно обмениваются письмами, в которых выплескивают всю пережитую боль, нежность и любовь друг к другу.

Давние завистники и враги среди духовенства аббатства Сен-Дени и философов-схоластиков атакуют ученого, обвиняя его в ереси. По тем временам обвинение такого рода могло обернуться судом инквизиции и смертным приговором. В 1121 году в Суассоне, на соборе под председательством папского легата, трактат Абеляра «Введение в богословие» был осужден и приговорен к сожжению. Философа же хотели заточить в одном из дальних монастырей. Но духовенство, состоявшее из бывших учеников Абеляра, вступилось за философа. Сломленный, раздавленный морально, он вернулся в монастырь Сен-Дени, но вскоре, не выдержав враждебного отношения, ушел из монастыря в пустынние отшельнические места близ Сены. В знак любви к учителю за ним последовали сотни преданных Абеляру учеников, которые построили рядом с жилищем учителя и небольшой капеллой, основанной и посвященной Абеляром Параклету, небольшой поселок из легких хижин. В этом месте общиной, возникшей вокруг Абеляра, был построен монастырь Параклета, Утешителя. Этого святого Абеляр почитал. Чуть позже аббатиссой этого монастыря станет Элоиза, поселившись в этих местах вместе со своими сестрами во Христе, согласно воле возлюбленного супруга.

Атаки на философа тем временем продолжались. Обвинители Абеляра выискивали малейшие несоответствия общепринятым догмам в его смелых, наполненных интеллектом и независимыми мыслями, философских трудах. В результате клерикальных интриг дело приняло серьезный оборот: Абеляр был объявлен еретиком. Он обязан был оставить лекции в школе св. Женевьевы. Успех его лекций годами не давал покоя завистливым коллегам, а необъяснимая власть Абеляра над людскими умами и душами лишала его недругов покоя. Обстоятельства сложились наихудшим образом для Абеляра, его ожидала печальная участь — заточение в монастыре. Не выдержав преследований и давления со стороны церковных властей, Абеляр слег и вскоре 21 апреля 1142 года в возрасте шестидесяти двух лет скончался в монастыре св. Маркелла, недалеко от Шалона. На смертном одре он разрешил жене перенести его тело к ней в монастырь Параклета. Элоиза, до конца жизни хранившая искреннюю любовь к мужу, ухаживала за его могилой и молилась о его душе до самой смерти. Она умерла в 63 года, после того, как монастырь параклета был разрушен, останки супругов были перенесены в Париж и захоронены в одной, общей для супругов Абеляр, могиле на кладбище Пер-Лашез. По странной приходти судьбы, супруги, предназначенные друг другу, но проведшие в разлуке всю жизнь, воссоединились после смерти.

История жизни и любви одного из величайших мыслителей эпохи раннего средневековья не потеряла своего драматизма и в наши дни. В жизни Пьера Абеляра слова «Бог есть Любовь» не были просто христианской догмой, но определили его судьбу на столетия вперед. На могиле Пьера и Элоизы суеверные влюбленные загадывают желания, мечтая о счастье. В трактатах философа и сегодня бьется беспокойная живая мысль, давая пищу уму и душе современного человека. Пьер Абеляр давно стал одним из вечных образов человеческой цивилизационной культуры. Ему посвящено множество стихов, литературных произведений, исследований. Не оставили вниманием трагическую жизнь мыслителя и кинематографисты. По мотивам его автобиографического трактата снят один из самых трогательных и трагических фильмов 20 века — «Похищенный рай» (1988, реж. Клайв Доннер)