Отношение к барбершопам у представителей сильной половины человечества весьма неоднозначное. Одни считают эти заведения излишеством, а другие - являются их постоянными посетителями. Впрочем, появление барбершопов - вовсе не временное явление, а вполне закономерный процесс, уходящий корнями глубоко в историю. 

Откуда взялись барбершопы?

Культура мужского парикмахерского искусства зародилась еще в античности, когда роль цирюльников выполняли рабы, а сам процесс стрижки знати превращался в длительный и даже торжественный ритуал. 

Однако полноценные аналоги современных барбершопов появились лишь в средние века во многих европейских странах. В эту эпоху цирюльник считался, без преувеличения, знаковой фигурой. Профессионалов знали по именам, секреты мастерства передавались из поколения в поколение, а в самих заведениях царила особая атмосфера. Каждый вельможа имел собственного брадобрея, который  пристально следил за модой и давал возможность господину выглядеть по-настоящему изысканно. Специалист имел в своем арсенале дорогие инструменты, наборы благовоний, эфирных масел, присыпок и прочих средств, рецептура которых держалась в тайне. Кстати, эксклюзивность косметических средств и дороговизна инструментария - отличительное качество и современных барбершопов, 

Средневековый парикмахер не просто стриг волосы, но и зачастую выполнял все гигиенические процедуры. В эпоху Возрождения цирюльники одновременно являлись и банщиками, поэтому каждый клиент получал не только внешнюю красоту, но и имел возможность помыться, а также избавиться от блох и вшей, которые в ту пору были обычным делом. 

С годами функционал цирюльников расширился еще больше: они объединились с врачами, и многие из парикмахеров могли легко оказать и хирургические услуги - от вырывания больного зуба до кровопускания. 

В 17-18 веках услуги цирюльников были доступны лишь состоятельным людям, причем как в Европе, так и в России. Именно поэтому «барбершопы» того времени противопоставлялись уличным брадобреям. Последние носили с собой повсюду  чемоданчик с инструментами, а также складной стул, и поэтому могли оказать небогатому франту минимальный набор услуг буквально в любом месте. 

Барбершоп - мужской клуб

Самое интересное развитие барбершопы приобрели в Новом Свете. Северная Америка позапрошлого века стала местом, где мужские цирюльни стали по-настоящему культовыми. От классических европейских заведений американцы переняли не так много, а именно:

  • исключительно мужское предназначение;
  • виртуозное использование опасной бритвы;
  • парикмахеры только мужского пола;
  • возможность проводить в заведении свободное время.

Для американцев барбершоп стал настоящим клубом, куда можно было ходить хоть каждый вечер. Конечно, бритье было вовсе не единственной целью визита. В заведении можно было выпить пива, сыграть в бильярд, обсудить последние новости. Более того, само по себе «наведение красоты» вообще отошло на второй план, а на первом были дружеские посиделки. 

Все изменилось с изобретением электробритвы, которая молниеносно завоевала невероятную популярность. Прежде всего, отпала необходимость пользоваться дорогостоящими услугами мастера, ведь теперь добиться идеально гладкого лица можно было за считанные минуты в домашних условиях. Во-вторых, поменялся сам ритм жизни, в котором многочасовое  просиживание в барбершопе уже стало непозволительной роскошью. Окончательные коррективы в эту тенденцию внесла Вторая мировая война.

Так закончилась золотая эра барбершопов, и на несколько десятилетий это явление почти исчезло. 

Эпоха забвения

На долгие годы забота о внешности не просто отошла на второй план. Сформировались стереотипы, согласно которым чрезмерно ухоженный мужчина вызывал негативную реакцию со стороны окружающих. В 20 веке бритье вне дома считалось излишеством, изысканные стрижки - признаком пижонства, а понятие «мужской маникюр» и вовсе считалось ругательным для большинства мужчин. 

Максимум, на что можно было расчитывать, - стандартные стрижки в обычной парикмахерской. В ряде мест допускалось подравнивание усов и бороды. Впрочем, последняя долгие годы была немодным и устаревшим атрибутом. 

Казалось бы, прошлому не суждено вернуться, и барбершопы навсегда останутся лишь элегантным рудиментом былых времен. Однако за минувшее десятилетие ситуация кардинально изменилась: барбершопы нового формата буквально ворвались в современную реальность. 

Современные барбершопы

Возрождение барбершопов было, по большому счету,  неминуемым. Классические парикмахерские, где всем подряд оказывали традиционный набор незамысловатых услуг, остались лишь в глухой провинции. Им на смену пришли профессиональные салоны красоты, ориентированные, преимущественно, на женщин. Мужская ниша долгое время пустовала - ровно до тех пор, пока борода вновь не стала ультрамодной. 

Чем же отличаются барбершопы от обычных салонов?

  1. Оригинальный стиль оформления, зачастую - в подчеркнуто брутальном формате.
  2. Широкий спектр специфических мужских услуг (всевозможные стрижки, оформление бороды и усов, укладки).
  3. Наличие профессиональной косметики для бороды, работа с нишевыми парфюмерными брендами.
  4. Своеобразная атмосфера - возможность выпить кофе и пообщаться в узком кругу. 
  5. Выведение линий бороды опасной бритвой - как высшее проявление мастерства. 

С годами спектр услуг барбершопов расширяется. Так, многие заведения предлагают мужчинам закамуфлировать седину, выполнить окрашивание, сделать чистку лица, удалить нежелательные волосы на лице и шее, оформить брови, а также сделать маникюр и педикюр. 

В московских барбершопах цены на мужскую стрижку начинаются от 1300 р, оформление бороды и усов - от 1000 р. Изначально диапазон цен был еще выше, однако с появлением большого количества подобных заведений, услуги стали гораздо доступнее. 

Что ждёт барбершопы в будущем?

Несмотря на то, что барбершопы в настоящее время активно развиваются и открываются даже в маленьких городах, можно сказать, что их пик - уже позади. Самые предприимчивые бизнесмены «сняли сливки» ещё тогда, когда только начала появляться мода на фактурные бороды, пришедшие на смену стандартам гладкого бритья. Сегодня бороды разной длины и формы носят все представители сильного пола - от студентов до офисных работников. Именно поэтому будущее барбершопов будет развиваться двумя путями. 

С одной стороны, ряд подобных заведений будет двигаться в строну «элитарности», либо сохранять уже имеющийся соответствующий статус. Барбершопы такого уровня будут усиливать свою камерность, развивая клубный формат. Соответствующая атмосфера, именитые мастера, эксклюзивные косметические материалы - все эти атрибуты останутся неизменными и весьма важными для узкого круга устоявшейся клиентуры. 

С другой стороны, большая часть барбершопов уйдёт в сторону массовости. Отчасти они будут ближе к формату «мужской парикмахерской», при этом сохраняя определеную аутентичность. Такое положение вещей вполне обосновано, ведь большинство клиентов хотят получить минимальный набор качественных услуг (стрижка и оформление бороды), при этом не усложняя данный процесс и не расставаясь в итоге с внушительной суммой.