Масс-маркет, ниша и люкс: в чем отличия

Долгое время самым перспективным направлением в парфюмерии были композиции известных парфюмерных домов, относящиеся к классу люкс. В эту категорию входят творения под брендами Chanel, Dior, Guerlaun, Yves Saint Laurent, Estee Lauder и других. Особенность парфюмерии с громким именем – запатентованная многокомпонентная композиция, представленная в нескольких концентрациях и объемах.

В продажу поступают не только духи и туалетные воды, но и парфюмерные дымки, спреи для тела и волос, ароматизированные лосьоны, сухие духи и многое другое. Если композиция получила коммерческое признание, на ее основе делают фланкеры – многочисленные вариации с общей базой и различными нюансами. Основной принцип люкса – создание композиции, которая понравится большинству покупателей и, как следствие, постоянное повышение продаж. Цена на люксовые ароматы высока, но не чрезмерна, она зависит от концентрации аромата и престижности парфюмерного дома. Средняя стоимость флакона в 50 мл - 400-600 евро.

Масс-маркет идет по тому же пути, копируя самые популярные вариации и продавая их по гораздо более низкой цене (от 10 евро). Если люкс может себе позволить эксперименты с необычными композициями, то масс-маркет делает это очень редко. 

Долгое время эти основные категории делили между собой парфюмерный рынок. Однако сегодня значительную долю отвоевала нишевая парфюмерия, предлагающая парфюм для настоящих ценителей, не боящихся экспериментов. Такие композиции выпускаются в 1-2 концентрациях, обычно это парфюмированная или туалетная вода. В продаже представлено не более 2 вариантов флаконов, пробники в виде мини-пробирок выпускают далеко не все бренды. 

Производители нишевого парфюма не нацелены на массовую продажу. Их задача – продвижение имени парфюмера или его личного бренда. Большинство предложений в этой категории отличается высокой ценой. Средняя стоимость флакона в 50 мл – от 100 евро, но большинство брендов продается дороже. В категории люкс по такой цене продаются только магнумы и коллекционные флаконы, выпущенные ограниченным тиражом.   

Особенности нишевых ароматов

Главный принцип нишевых ароматов – оригинальность. Только в этой категории можно найти духи с запахом свежего белья, мокрого песка, свежеуложенного асфальта, церковного ладана, редкой древесины, старомодной губной помады, детской присыпки. Отдельные бренды специализируются на нарочито провокационных сочетаниях, подчеркивая их эпатажными названиями вроде «Жасмин и сигареты» или «Дорога в ад».

Некоторые парфюмеры идут по более понятному пути и предлагают ароматы с привычными компонентами в оригинальных сочетаниях: чистый концентрированный мускус, турецкую розу с черным трюфелем, абсолют белой сирени или ирисового корня. Однако такие запахи принципиально отличаются от люксовых.

Независимые парфюмеры предпочитают использовать редкие цветы и фрукты: мимозу, кассию, средиземноморскую лилию, гранат или вяленую дыню. Иногда нишевые бренды становятся трендсеттерами и их идеи заимствуют марки люксовой, а затем и массовой категории. Так случилось с ароматами, включающими уд – редкую древесину с резким, необычным и даже провоцирующим запахом.

Отдельный вопрос – оформление парфюмерии. Здесь намечаются два основных направления. Адепты первого разливают ароматы в подчеркнуто винтажные флаконы, активно используя дорогой хрусталь, позолоту, серебрение, гравировку. Обычно такие бренды выпускают ароматы с преобладанием цветочных, фруктовых, древесных нот.

Среди самых известных марок Amouage, M. Micaleff, Annick Goutal. Другие фасуют парфюм в узнаваемые однотипные флаконы простых форм, отличающиеся цветом этикетки. К этому направлению принадлежат Greed, Montale, L’Artisan Parfumer, Frederic Malle, Serge Lutens, Jo Malone. Отдельные бренды усиливают максимализм, предлагая флаконы, напоминающие аптечные пузырьки. Яркий представитель этого направления – марка Le Labo.