Описание тестов

Тесты Равена (тесты стандартными прогрессивными матрицами Равена) были созданы для дифференцирования детей по уровню их интеллектуального развития. Их автор - Джон Рейвен. Уникальная методика завоевала популярность благодаря высокой степени надежности и простоте в применении. Она используется педагогами при определении способности детей к обучению, оценке их умений. Существует несколько разновидностей теста. Несмотря на то, что изначально методика была разработана исключительно для диагностирования интеллекта детей, впоследствии она была дополнена. Подростки и взрослые люди также могут пройти тесты, но уже с усложненными заданиями. Для более точной диагностики специалисты придумали коэффициент поправки на возраст. 

Для прохождения теста необходимо выполнять задания разной сложности. При этом усложнение задач происходит постепенно. У детей, которые могут мыслить логически, есть все шансы для успешного решения. В тестах представлены графические объекты, имеющие определенные признаки для расшифровки. Задача испытуемого - проанализировать фигуры и изображения, найти в них схожие черты, а также отсутствующие звенья для завершения композиции. Данная методика хороша тем, что для успешного прохождения тестирования уровень культурного развития ребенка или взрослого не важен. 

Тесты Равена упорядочены в 5 серий, каждая из которых состоит из 12 задач разного уровня сложности. На прохождение всего испытания выделяется 20 минут. Возможно и снятие ограничений по времени, но в этом случае результат будет интерпретироваться несколько иначе и для расшифровки потребуется применить специальные таблицы. 

Пройти тест можно онлайн, но для тестирования детей педагоги не рекомендуют данный метод. Специалист, проводящий тест, должен объяснить суть заданий и получить уверенность в том, что его поняли. Для детей в возрасте 5-9 лет подходит цветной вариант методики. 

Поэтапное прохождение тестов

Тестирование разделено на 5 этапов, каждый из которых принято обозначать определенными латинскими буквами. 

  • серия А: ребенку нужно понять, в чем заключается взаимосвязь между предложенными картинами, после чего дополнить рисунки недостающими элементами;
  • серия В: необходимо понять, какие фигуры являются аналогичными;
  • серия С: необходимо подобрать недостающие фрагменты к усложненным фигурам;
  • серия D: необходимо определить, как были перегруппированы фигуры (перестановка может происходить как горизонтально, так и вертикально);
  • серия Е: нужно найти части одного рисунка, проявив способность к анализу и синтезу. 

Перед тем, как дать первое задание, педагог должен уточнить, что начинать проходить тест можно только после его команды. Это важно, если исследование является групповым. Идеально, если на каждую серию будет отведено примерно по 4 минуты, но данная рекомендация не обязательна к выполнению. Каждому ребенку может потребоваться чуть больше или, наоборот, меньше времени на выполнение любой серии тестов. Но общий временной промежуток испытания должен быть для всех единым. При использовании книжной формы теста невозможно увидеть, как будет выглядеть матрица с вставленным в ее вырез тем или иным фрагментом, следствием чего могут быть не очень ответственное отношение некоторых детей к заданию. 

Расшифровка тестов

Интерпретация теста может происходить с разных позиций:

  • оценка количества заданий, решенных правильно (высший балл - 10);
  • оценка трудности заданий и правильности ответов (высший балл - 19);
  • упрощенный анализ ответов (высший балл - 5);
  • качественная оценка результата. 

Оценить качество полученного результата может профессиональный педагог-психолог. Специалист анализирует, сколько ответов было дано правильно, насколько быстро ребенок выполнил задания. Если ответы были получены очень быстро, но многие из них оказались не верными, это свидетельствует о том, что ребенок импульсивный, быстрый, хочет поскорее завершить начатое, но не думает, насколько это правильно. Медленное, но правильное выполнение задач свидетельствует о склонности ребенка к анализу. 

Показатель уровня интеллектуального развития (IQ) рассчитывается по формуле:  IQ = количество правильных ответов/60 * 100. После подсчета необходимо сравнить полученный результат со специальной шкалой. 

По тесту Равена IQ в баллах оценивается по 5 уровням развития:

  • очень высокий (результат выше 95);
  • выше среднего (74-94);
  • средний (24-73);
  • ниже среднего (5-24);
  • дефект интеллекта (ниже 5).

Разброс полученных баллов в каждом уровне можно объяснить тем, что тест проходят дети разных возрастов - от 5 до 13 лет. Для каждой  категории существуют свои нормативы, поэтому лучше сравнивать показатель IQ c усредненными значениями для детей своего возраста. 

Диагностика позволяет определить способности ребенка и понять, насколько ему подходит тот или иной способ обучения. Тестирование нередко проводят при распределении детей по классам в школе, при необходимости решить вопрос о переводе ребенка в школу или класс более высокого или, наоборот, низкого уровня. Дети, которые продемонстрировали при выполнении теста очень слабый результат, могут быть направлены на прохождение специальной комиссии для определения в специализированные учебные учреждения. 

Правила прохождения тестов Равена взрослыми людьми такие же, как и для базового (детского) варианта. Но в данном случае необходимо учитывать поправку на возраст. С годами способность людей к логическому мышлению значительно снижается. 

Уточненную степень развития интеллекта можно вычислить по формуле IQ=IQ(стандартная)/уточняющий коэффицент*100

Для разных возрастных групп приняты следующие коэффициенты:

  • от 14 до 30 лет - 100;
  • от 30 до 35 лет - 97;
  • о 35 до 40 лет - 88;
  • от 40 до 45 лет - 82;
  • от 45 до 50 лет - 76;
  • от 50 до 60 лет - 70;
  • старше 70 лет - 60. 

Если после обработки полученных данных значение IQ не превышает 20, можно предварительно говорить о тяжелой степени слабоумия. Такое состояние требует обращения к специалисту. 

Тест Равена является достаточно точным, но необходимо понимать, что нельзя использовать только этот метод для оценки умственных способностей ребенка. Неудовлетворительный результат - это еще не приговор. Причиной получения низких оценок может стать недопонимание сути заданий или плохое самочувствие, волнение.