Эмбиент – жанр электронной музыки, в основе которого находится модуляция звукового тембра. Отличается ненавязчивым фоновым звучанием, «обволакивающим» действием. Для него характерны психоделические переливы синтетических звуков.

История

Направление зародилось в 70-е годы прошлого столетия благодаря творчеству Брайана Ино. В СССР в это же время им увлекся Михаил Чекалин. С тех пор было выделено несколько направлений, пользующихся популярностью в определенных кругах по сей день.

Концепция нового жанра появилась благодаря французскому композитору Эрику Сати. Он первым ввел термин «меблированная музыка». Особенность обоих видов заключается в ненавязчивости мелодий. Их пользователь может слушать или быть фоном. Очень быстро такие мелодии стали использовать в магазинах, кафе для создания уютной атмосферы.

Можно найти в композициях музыку для:

  • медитации;
  • самопознания;
  • размышлений.

Человеческий мозг воспринимает такую музыку «разлитой».

Поджанры

Второе рождение стиль приобрел в 1990-х, когда появилось творчество таких исполнителей, как The Orb и Aphex Twin. Сегодня эмбиент имеет несколько поджанров:

  • хаос;
  • техно;
  • индастриал;
  • дарк;
  • дроун.

Ambient House

Это музыка, которая сочетает в себе синтезаторы струнные и высокие вокальные. Направление принадлежит к электронной музыке, которую нередко можно услышать на дискотеках. Основоположницей стала британская группа Orbital. Она создавала ритм, который считался клубным, но был слишком своеобразных для молодежных дискотек. Композиции выделялись на фоне остальных своим упором на атмосферность.

Сайбиент

Это жанр электронной музыки, в котором сочетаются элементы психоделик-транса, этнических звучаний и некоторых других. Само понятие стало сокращением двух слов psychedelic и ambient, что переводится как «психоделический эмбиент».

Спейс-эмбиент

Для этого направления свойственен размеренный, медленный темп звучания. Используются синтетические, глухие звуки, которые часто зациклены и служат фоном. В зависимости от композиции на него накладываются ритмичные электронные проигрыши. Может дополняться хоровым пением или переливами синтетических мелодий. Это отличный вариант для любителей успокаивающе-расслабляющей музыки.

Дарк-эмибиент

Появился в конце 1980-х годов, став результатом экспериментов эмбиент-композиторов. По мнению некоторых музыкантов, это направление противостоит классическому или базовому направлению. 

Многие проекты в этом стиле созданы для вызова у слушателя определенных эмоций не только на уровне сознательного восприятия. Для этого в композиции добавляются низкочастотные звуки и резонансы.  Для направления характерен минималистичный лишенный эмоциональных всплесков с эпизодическим резким увеличением громкости. Может дополняться звуками:

  • стукающих дверей;
  • падения предметов;
  • хлопаний.

Это делается для нагнетания напряженности. Монотонность придает звучанию гипнотический эффект.

Дроун-эмбиент

В конце 90-х годов появилось новое направление, сочетающее в себя дроун и эмбиент. Для таких мелодий характерными являются вибрации, частая смена темпа, гудение на низких частотах, резонансы и другие технические приемы звукозаписи.

Их отличительная черта – отсутствие соответствия классической структуре песен. Из-за этого они становятся чем-то абстрактным и чрезмерно длинным. Музыкальный ряд часто строится с использованием электрогитар, партии которых пропускаются через огромное количество синтезаторов и эквалайзеров.

Данжен-синт

Этот жанр стал результатом эксперимента блэк-метал музыкантов из Норвегии. Они отказались от тяжелого гитарного звучания, сделав акцент на синтезаторных гармониях. Изначально музыка отличалась плохим качеством записи. Связано это было с применением дешевых кассетных рекордеров и желанием выразить протест против массовой музыкальной индустрии.

Русский эмбиент

Истоками направления в России принято считать академическую музыку Шостаковича Рахманинова, Скрябина и других. В академической среде довольно быстро появилось стремление растягивать звуки обертонами. Любовь композиторов к холодной мелодичности – главная особенность русской музыки. Одни черпали вдохновение от природы, другие – в одиночестве, третьи – в драматизме земного бытия.

Огромную роль в формировании русской школы стало объединение композиторов вокруг Эдуарда Артемьева. Они первыми исследовали возможности советского синтезатора АНС, а в 1964 году записали свои первые сочинения с электронным звучанием. Очень быстро такую музыку стали использовать в фильмах, саундтреках.

Новый толчок в развитии направление получило при развитии компьютерных технологий и желанием русских композиторам соответствовать западным тенденциям. Все это позволило сочетать несочетаемое. Особенно большой интерес вызвал дарк и дроун-эмбиент. Услышать современных известных исполнителей можно в ВКонтакте.

Музыка в жизни

Уже отмечалось, что эмбиентные композиции часто используются в кино. Для режиссеров они являются еще одним языком, с помощью которого зрителю передается задуманное в картине настроение.

Используется и в рекламе. Разработчики различных виртуальных приложений пытаются самостоятельно продемонстрировать аудитории особенности подобного звучания. Делается это с той же целью – сближение игрока с виртуальной средой. Особенно часто применяется подобное музыкальное сопровождение в различных космических стимуляторах.

В рекламе используется термин ambient media, под которым понимается использование звуков окружающей среды в рекламных целях. Обычно прием эффективен для наружной рекламы, размещенной в местах скопления большого количества людей.

Эмбиент не стал коммерчески успешным. Многие критикуют его за скучность и интеллектуальность. Обычных же слушателей композиции отталкивают своей продолжительностью, отсутствием вокала и привычных структур. Согласно исследователям, целевая аудитория – молодежь в возрасте от 16 до 33 лет.

Однако благодаря возможности познакомиться с этим направлением через интернет, поклонников у направления стало больше. Это привело к появлению новых групп и исполнителей. Большинство из них трудятся в Австралии, США, Канаде и Германии. Эмбиент можно услышать в саундтреках к фильмам: «Социальная сеть», «Милые кости», «Драйв», «Мистер Одиночество» и некоторых других.