Инструкция
1
Равновесие на рынке – идеальная ситуация, при которой удовлетворяются интересы покупателей и покрываются издержки продавцов-производителей на изготовление товара. Равновесная цена – это стоимость товара при таком положении вещей, когда достигается баланс между количеством предлагаемых единиц продукции и количеством товара, которые хотят приобрести потребители. Иными словами, это равенство спроса и предложения.
2
При равновесной цене отсутствует ситуация дефицита или переизбытка товара на рынке. Такая цена не растет и не падает и может устанавливаться автоматически при ровном соотношении определенных показателей либо быть установленной искусственно путем увеличения или уменьшения объемов производства. Для обеспечения равновесия используются разные подходы. Однако следует помнить, что равновесная цена является условно устойчивой, изменяться ей не дают силы, поддерживающие рынок в ситуации конкурентной борьбы.
3
Широко используются два подхода к установлению равновесной цены. Это теория равновесия по Маршаллу и по Вальрасу, английскому и французскому экономистам конца XIX века, которые оказали большое влияние на развитие экономической науки.
4
Метод Маршалла состоит в сравнении цен спроса и предложения, анализа их изменений и ответных мер продавцов. По Маршаллу, отклонение от равновесия может произойти в двух случаях: при превышении цены спроса над ценой предложения и наоборот.
5
Когда цена спроса становится больше цены предложения объем производства продукции и реализации ее на рынке находится ниже уровня равновесия. Таким образом, продавцам рекомендуется увеличить количество производимого товара или услуги. Если же цена предложения превышает цену спроса, значит, предложение вышло за рамки уровня равновесия. В этом случае, продавцы должны понизить объем производства. Когда ситуация достигнет равновесия, цена спроса сравняется с ценой предложения.
6
По Вальрасу равновесная цена формируется на основе анализа соотношения объемов предложения и спроса. Может быть две ситуации: объем предложения превышает объем спроса, начинается конкуренция между продавцами, рыночная цена падает; объем спроса превышает объем предложения, происходит конкуренция между покупателями, рыночная цена возрастает.